Папки-передвижки

Духовно-нравственное развитие детей в свете проблем современного общества

Лариса Марданова
Духовно-нравственное развитие детей в свете проблем современного общества

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».

В. Г. Белинский

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня система образования переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско-пионерско-комсомольские традиции, книги ушли на второй план, это место занял экран телевизора и сотовых телефонов, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Подрастающее поколение часто обвиняют в агрессивности.

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей в свете проблем современного общества» размещена в разделах

Главной целью воспитательной деятельности является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ели формирующуюся сферу нравственности.

Часто наблюдая за поведением детей в детском саду, в школе, на улице, транспорте, в других общественных местах мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как их воспитывать?

Моральные основы человеческой личности сами по себе, хотим мы того или нет, закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

В. А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!»

Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Воспитание детей должно стать целостной системой, способной сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность своих детей, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания.

Но духовно-нравственное воспитание опирается всегда на вечные ценности, такие как любовь к Родине, природе, родителям, духовно-нравственное и физическое здоровье, уважение к труду, земле, миру, дружбе, человечности, справедливости и др. Особый смысл придается таким базовым понятиям, как Отечество, Человек, Любовь, Вера Здоровье, Семья, Труд,Слово, Культура.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС. Мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление системы мотивов личности, социальных качеств.

Это такие социальные качества: товарищество, доброта, трудолюбие, бережливость, воспитанность, дисциплинированность, эмоциональность и здоровая активность, добрые стремление и намерения, интерес к жизни.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития дошкольников. Благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, гарантируем светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Литература:

1. Даведьянова Н. С. «О понимании духовности в современном обществе».

2. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»

3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения,.

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования» Одна из главных задач воспитания и развития.

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире.

Картотека «Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание детей» «ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ» Водящий с закрытыми глазами медленно считает до 10. Остальные играющие в это время прячутся. Водящий должен слышать их.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г. Ф. Духовно.

Духовно-нравственное развитие учащихся Духовно - нравственное развитие обучающихся в условиях реализации стратегии (из опыта работы) Автор: Рявкина Елена Леонидовна Государственное.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.

Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Бобохидзе Т. В. “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире.

Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.

Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры» «Именно Православие дало Руси мощный импульс к развитию, подъему культуры, образования и просвещения. Оно пробуждало колоссальные творческие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей в свете проблем современного общества
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 19:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД