Лучший педагог года

Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

Зуйкова Наталья
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста.

Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.

«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.

С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.

Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на всех детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь в ДОУ.

Основные приметы праздника : идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создают особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, а мальчишки – косоворотки.

И ещё одна важная сторона русских народных праздников для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью.

Через обрядовые праздники происходит знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны).Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.

А затем начинается святочное веселье,один из самых любимых на Руси праздников Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника. Подготовка к Рождеству у нас в группе начинается заранее - еще в декабре. Мыразучиваем рождественские колядки, изготавливаем рождественские звезды, рисуем, готовим рождественские подарки. Рассказываем детям, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

На святочной неделе (9 января) – в продолжение сложившейся традиции – в нашем детском саду прошли Рождественские колядки. Организовали и провели это зрелищное и посему незабываемое театрализованное представление, участниками которого стали дети всех возрастных групп: одни в качестве зрителей, другие - в роли исполнителей. Во время представления познакомились со святочным обрядом - пение рождественских колядок, ряжение, гадание и посевание.

Атмосфера русской избы, феерия народного танца и музыки, рождественских песен, традиционные игры со зрителями,подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Хозяина, тётушки Агафьи, Деда Николая, Ряженых: Козы, Бабы Яги– все это сделалопраздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятнымдетям инавсегда оставят след в памяти каждого ребёнка.

Наши ребята получили не только незабываемые эмоции, но и смогли прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям.

На нашем празднике, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен внесли радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей, что является ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству, любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом.

Впереди нас ждёт Масленица - проводы зимы. И, наконец, - придёт время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен. Летние месяцы посвящаются общению с природой, закликанию дождя, песням о солнышке.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.

Духовно-нравственное воспитание через обрядовые праздники имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин.

Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций.

Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения

христианских праздников : Пасха, Рождество Христово, Благовещение,

Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше

создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в

мыслях и поступках - это и является основой духовно-нравственного

воспитания детей.

Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека,

его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года.

Публикации по теме:

Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г. Ф. Духовно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба» Добрый день!Меня зовут Тюкаева Ю. Ю. Я воспитатель группы общеразвивающей направленности детского сада № 452 «Родничок». Очень часто за.

Открытая НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание через искусство» Программное содержание Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям народной культуры.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Нравственное воспитание детей через сказкуПланирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Нравственное воспитание детей через сказку Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Цели: воспитывать уважение к нравственным и духовным.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность» (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Сказка» ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание.

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми и праздниками» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ.

Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники» ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ Тип проекта: познавательно - творческий По характеру контактов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 22:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД