Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Вера Васильева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т. д.

Часто, наблюдая за поведением детей в повседневной жизни, мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?

Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Содержание программы «Социокультурные истоки» для ДО направлено на решение следующих задач:

* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;

* формирование социальной активности детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры:

• традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

• бережное отношение к родной природе,

• проживание календарных народных и православных праздников;

• традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

• традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

Задачи духовно нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС ДО:

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.

2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.

3. Понимание своих национальных особенностей.

4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

5. Уважение к своей нации.

6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

7. Уважение к представителям других национальностей

8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений

Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждениевоспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственноговоспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личностивоспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".

Развивающая среда должна быть наполнена материалами, согласно возрастных особенностей воспитанников и способствует выполнению задач образовательной деятельности. В развивающей среде нашей группы, создан центр по духовно-нравственному воспитанию. Он объединил темы и материалы к ним: «Семья», «Детский сад», «Родной город и наш край», «Страна Россия», «Москва – главный город России», «Русское народно-прикладное творчество». Развивающая среда наполнена настольными играми: «Семья», «Мой родной дом», «Детский сад», «Девочки и мальчики», «Моя Родина Россия», «Собери герб города Чебоксары», «Символика России» и другие. Созданы альбомы «Мама, папа, Я и мой город Чебоксары», «Россия родина моя», «Народов дружная семья». Среда оснащена серией книг по данным темам, включая книги духовные «Святое рождество» «Жития святых», «Детская библия» и другие. Учтен региональный компонент, находятся макеты, куклы в чувашских одеждах, альбом «Чувашская вышивка», настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эмоции», дидактический материал «Я и другие» позволяют знакомить детей с правилами, по которым мы живем.

Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей

Основой гражданского общества является семья, и именно в семье решаются проблемы, которые столь остро стоят сегодня перед Россией. Семья России - словосочетание необычайно трепетное. В нем - и сила земли русской, и щедрая гордость за нашу многонациональную Родину, мудрость времен и преемственность поколений. В любой семье есть свои традиции, преемственность духовных и моральных ценностей, устоев и норм поведения. В семье формируется понимание плохо и хорошо, добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и наоборот. От того как воспитываются дети в семье, с каким багажом отца или матери, дедушки или бабушки, дяди и тети помогают вступить во взрослую жизнь, какие знания закладываются в них, зависит жизнь не только отдельного человека или его семьи, но и общества в целом. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Публикации по теме:

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью музыки Проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки. «Нельзя.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС «Духовно – нравственное воспитание в соответствии с ФГОС» Духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Хочу рассказать о методах, которые, мы используем в детском саду для формирования духовно- нравственных качеств личности ребёнка. Проводим.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2019 в 13:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Мастер-класс «Маракуны из полимерной глины»
Маракун! Как вкусно в этом слове! Очень захотелось попробовать слепить французские миндальные пирожные макаруны. В последнее время они стали весьма популярны...