Любовь Петрик
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу рассказать о методах, которые, мы используем в детском саду для формирования духовно- нравственных качеств личности ребёнка.
Проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы: "Будь всегда вежлив", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму, бабушку", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", «Добро и зло», говорим о красоте родного края о любви к Родине и т. д. Беседуя с детьми, мы побуждаем их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, даём ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Знакомим детей с художественной литературой (сказки, мифы, легенды). Прочитав произведение, вместе с детьми обсуждает поступки героев «а как бы ты поступил на месте героя», учим детей сопереживать персонажам сказки.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Положительный эффект дают такие игры и упражнения: «Комплименты»; «Ласковые имена»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; разнообразные сюжетно-ролевые игры «На дне рождения»; «Именины»и т. д.
В течение года в детском саду проводится множество праздников. А православные праздники «Рождество»,»Крещение», «Масленица», «Пасха»- это особые праздники. Предварительно детям подробно разъясняем некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Традицией стало экскурсия к памятникам погибшим во время ВОВ, празднование Дня Победы.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. Празднование Дня матери, Международного женского дня никогда не оставляет равнодушным ни детей, ни мам. Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
В нашем детском саду мы создаём необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Это, например, мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. Здесь мы знакомим детей с народным фольклором (заклички, колядки, играют в народные игры). Также есть мини- музей посвящённый Великой отечественной войне. Экскурсии в мини музеи помогают пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В группе оформлены патриотические уголки.
Духовно- нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.
Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.
Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
У детского сада – своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.