Валентина Сергеева
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в социально-реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы
Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, а «делание денег» - как главную модель социального действия.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах
В такой сложной ситуации молодой человек «теряет» себя, система его ценностей искажается. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Неудовлетворенность сегодняшним положением и требования нового времени вызывают конфликт и стрессовые ситуации во всех сферах общества и в жизни отдельно взятого индивида [3, с. 59].
Современным детям и подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является их (ценностей) пересмотр и переосмысление. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир начинает казаться чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период времени не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы : кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение значимости человеческой жизни, жестокость и насилие.
Данная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу [3, с. 60].
Как отмечают Д. Г. Левчук и О. М. Потаповская, «образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов именно в воспитательной деятельности, вложив в растущее «я» частичку себя. Воспитание ребёнка – это не техника, не мастерство, пусть даже и педагогическое, это питание его любовью и насыщение его мыслей добрыми веяниями. Воспитать ребёнка – создать его» [4, с. 8].
По мнению Т. М. Апостоловой, «формирование нравственных ценностей у детей – это не только первостепенная задача, но и проблема, требующая постоянного решения, обновляемого ежегодно в соответствии с индивидуальными особенностями детей» [1, с. 34].
С учетом этого возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентиров.
Реабилитационный центр для детей-сирот остается главным, и, пожалуй, единственным центром их духовно-нравственного развития и воспитания. Именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. Реабилитационный центр – это особая школа, это школа жизни. И именно воспитателям и учителям необходимо уметь создать для детей в интернате и семью, и школу, и церковь как единство жизни [1, с. 37].
Как отмечают С. А. Лисицына и С. В. Тарасова, педагоги «приобщают детей к прекрасному, учат ценить великолепие мира, воспитывают в них чувство хорошего эстетического вкуса, приобщают к здоровому образу жизни и моральной чистоте» [5, с. 91].
Педагоги реабилитационного центра делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.
Работа в центре проводится по нескольким основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная, потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, несмотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса.
Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, развитие эмпатии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры [5, с. 94].
А. А. Булгаков считает, что «у детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу» [2, с. 173].
Младшие школьники осознают предъявляемые к ним социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования духовно-нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности [2, с. 179].
Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентаций, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о духовно-нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется; кроме того, активно развивается потребность ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане [2, с. 180].
По мнению С. А. Лисицыной и С. В. Тарасовой, «активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся мировоззрения. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций детей и подростков» [5, с. 101].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в реабилитационном центре сопряжено на практике со всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, патриотическим, физическим и др.) и является самым главным и сложным из них, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.
Список литературы:
1. Апостолова Т. М. Социально-правовая поддержка профилактической работы по преодолению социального сиротства. Учебно-методическое пособие - М. : МГПИ, 2008. - 76 с.
2. Булгаков А. А. Наши неуправляемые подростки. - М., 2008. - 432 с.
3. Воспитание духовности, целомудрия и альтруизма. Тезисы докладов, методические материалы и программы Второй научно-практической конференции. Часть 1 - М., 1998. - 131 с.
4. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России : комплексное решение проблемы. - М. : Планета, 2002 - 24 с.
5. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». Пособие для специалистов образовательных учреждений. Под научной редакцией С. А, Лисицына, С. В. Тарасова. СПб. : ЛОИРО, 2006 г. - 228 с.