МААМ-картинки

Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Анна Деревянкина
Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно – нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (из опыта работы по реализации программы

«Мир прекрасного»)

Все пороки от безделья.

Народная поговорка.

Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка. В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Публикация «Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних,» размещена в разделах

Духовно - нравственное воспитание направлено на формирование у детей таких высоких нравственных качеств, как любовь к Родине, коллективизм, дружба, товарищество, трудолюбие, дисциплинированность, честность, культура поведения и др.

Задача состоит в том, чтобы в каждом направлении воспитания найти и определить его нравственный аспект, идет ли речь об учебной, общественно полезной или любой другой деятельности воспитанников.

Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных сирот».

Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально- реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 12 социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних : 1 областной социально-реабилитационный центр и 11 муниципальных социально-реабилитационных учреждений.

Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведё тся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья, коррекция школьной дезадаптации, разностороннее развитие личности ребёнка.

Я работаю социальным педагогом с марта 2006 года в Областном социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних, в группе школьного возраста. В нашем Центре продуманы и созданы все условия для жизни детей. С первых дней общения с ребенком социальный педагог старается расположить ребёнка к себе, в Центре, создать атмосферу человеческого тепла, доброты и внимания. Педагоги Центра в своей работе стремятся трезво оценивать перспективы каждого воспитанника, помогают детям. Направлением моей коррекционной работы за последние З года, является приобщение к здоровому образу жизни воспитанников, помочь детям обрести уверенность в своих силах, оптимизме, чувстве юмора.

В формировании сферы личности наряду с непосредственной деятельностью большое значение имеет этическое просвещение.

Главная цель этических бесед – помочь воспитанникам – подросткам, старшеклассникам разобраться в нравственно нормах и категориях, овладеть моральными знаниями, сделав при этом главный акцент на моральный опыт самих детей, на окружающую их жизнь, их интересы, их взаимоотношения с товарищами, с взрослыми, с коллективом, на их представления о нравственных требованиях.

Для обсуждения в детском коллективе выбирается та проблема, которая является наиболее насущной. Иначе говоря, актуальность – первое требование к подготовке и проведению этической беседы.

Второе требование – это учет возраста детей. Беседы о вежливости, предупредительности, доброте, заботливости мы начинаем проводить в младших классах и строим их на доступных детям фактах и примерах, в том числе из их жизни в классе, школе, дома. Например, беседы на темы «Вместе возьмемся – всего добьемся», «О вежливости», чтение рассказов с этическим содержанием книг Б. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» и В. А. Осеевой. Также обсуждаем темы об истинной смелости, патриотизме, дружбе. При этом, естественно, характер обсуждения в разных классах различен, да и названия самих бесед звучат по-разному. Например, если темы дружбы и патриотизма для детей младших классов озаглавливаем «Мы – дружные ребята», «Наша Родина самая лучшая», то для V – VII классов эти же темы названы так: «Чего я требую от своего друга». Для воспитанников старших классов их названия трансформируются: «О дружбе и любви», «Что ты вкладываешь в понятие «патриотизм»?».

И, наконец, третье требование к подготовке и проведению этической беседы – учет интересов воспитанников.

Организуя этическую беседу, мы придерживаемся ряда важных правил: не рассуждать вообще, а вести предметный разговор о моральных нормах и нравственных ценностях применительно к конкретной ситуации; иллюстрировать свой рассказ интересными примерами, фактами, событиями. Придерживаемся в беседе четкой логики; постоянно направляем ход беседы в нужное русло; тактично и дифференцированно реагируем на все высказывания ребят; стремимся к установлению во время беседы дружеского, приветливого тона; к созданию условий, возможностей для активного проявления детьми их жизненной позиции, самостоятельности.

Самым непосредственным образом с нравственным воспитанием в условиях нашего центра связана работа по формированию правосознания и воспитанию гражданской ответственности воспитанников. Задача состоит в том, чтобы выработать у каждого воспитанника не только общее представление о законах государства, об основных правах и обязанностях граждан, о правилах поведения в общественных местах. Но и сформировать стремление к глубокому усвоению элементарных знаний о государстве и праве, понимания личной ответственности за свои действия и поступки, потребность соблюдать и охранять правопорядок.

С этой целью готовлю и провожу беседы на темы: «Устав школы – основной закон школьной жизни», «Твои права и обязанности», «Личная ответственность школьника», «Тебе до всего есть дело», «Моя милиция меня бережет».

Особенно это важно сейчас в век больших и сомнительных соблазнов, таких как деньги, богатство, «крутые» машины и многое другое, что уводит с пути становления личности как гражданина, патриота своей Родины.

В настоящее время человек может считать себя полноправным гражданином государства только в том случае, если он знает законы этого государства. Поэтому в работе с детьми в настоящее время большое внимание уделяется правовому воспитанию, воспитанию гражданственности.

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Наркозависимые группы населения стремительно "молодеют". Уровень этой наркотизации все более захватывает среду подростков.

Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.

Ситуация отягощается тем, что молодежь более старшего, не подросткового поколения, выступает по преимуществу транслятором наркотической субкультуры и облегченного отношения к наркотикам. Это дает основание сформулировать положение о существовании "возрастной волны" (преимущественно со стороны юношей) в трансляции "нового" отношения к наркотикам. Таким образом, мы имеем в настоящее время своеобразный вызов со стороны особой молодежной наркотической субкультуры, которая базируется в дискотеках, досуговых учреждениях, учебных заведениях.

В этих условиях наиболее актуальной становится задача проведения коррекционно - развивающих занятий по направлению «Мир прекрасного» по профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:

1. зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;

2. в условиях угрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;

3. целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.

Одновременно среди специалистов, занятых проблемами воспитания, образования и оптимального развития несовершеннолетних : учителя, социальные педагоги, воспитатели, работники комиссий по делам несовершеннолетних, формируется убеждение в неэффективности антинаркотической работы, основанной на информационно-лекционном подходе или на эмоциональных выраженных поучениях и примерах из жизненной практики.

В своей работе стараюсь решать следующие задачи:

1. Приспособление к здоровому образу жизни;

2. Систематизация знаний детей о вреде курения, алкоголя, наркотиков и др;

3. Добиться формирования у детей активной позиции по данной проблеме;

4. Развивать творческие способности, память, познавательный интерес;

5. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений,

6. Помочь детям обрести уверенность в своих силах, оптимизм, чувство юмора;

7. Сплочение детей в коллективе через совместную деятельность по подготовке и проведению занятий.

Работа в социально- реабилитационном центре имеет свою специфику: разновозрастной состав группы, ограниченные временные рамки пребывания детей, динамичность состава реабилитационной группы. Нет типовых программ воспитания. Требовалась новая методика общения с детьми, другие способы объяснения, показа, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому много лет приходилось апробировать разные методы и формы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного Центра и контингента воспитанников. Появился ряд вопросов: как организовать продуктивную деятельность детей, как руководить процессом, как заинтересовать детей?

Чтобы успешно проводить работу по формированию здорового образа жизни, необходимо самим знать и понимать какой вред наносят пагубные привычки на подростковый организм, как они влияют на деградацию личности. Я пришла к выводу, что больше внимания нужно уделять психологическому аспекту. Так как дети, проживающие в Центре, относятся к категории «проблемных детей», у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции. Решение этих задач, на мой взгляд, должно идти параллельно с восстановлением психологического здоровья ребёнка, детского доверия, уверенности воспитанника в собственных силах.

Следующий этап – формирующий, включающий в себя подготовку и проведение тематических недель, познавательных занятий по данному направлению.

В результате работы накоплен методический материал. Разработана серия конспектов по данному направлению.

-презентации о вреде курения, алкоголя на подростковый организм.

-ииллюстрации и картинки;

- видеолекторий;

- анкеты;

- сказки и частушки о вреде пагубных привычек.

Данное направление работы рассчитано на средний срок реабилитации воспитанников (3 месяца) областного реабилитационного центра для несовершеннолетних, которое проводится 4 занятия в месяц. С ребёнком, поступившим в отделение реализации в процессе реализации цикла мероприятий программы «Росинка» и «Мир прекрасного» проводится диагностика и индивидуальная работа по темам, ранее реализованным с остальными детьми. Подпрограмма «И помнит мир спасенный.» в рамках реализации программы «Росинка» по ознакомлению воспитанников о гражданско - патриотическом воспитании, предусматривает теоретическую и практическую деятельность и воплощается в доступных для школьников формах: беседах, творческих занятий, проведение познавательных занятий, проведение экскурсий, посещение музеев, подготовка и проведение тематических недель, дней.

Свои занятия всегда начинала с приветствия каждого воспитанника, взявшись за руки, каждый ребенок по цепочке должен назвать положительное качество рядом сидящего. Показывала слайды, иллюстрации, проводила беседы с детьми о характерных особенностях, путём вопросов уточняла способы изображения предметов. Вместе с детьми разыгрывали сказки, частушки, высмеивая шуткой. Дети школьного возраста очень любят смотреть наглядный материал, это мультфильмы и видеолектории. В особых случаях направляла действия детей, учитывая индивидуальные особенности воспитанников.

Знания, полученные в процессе занятий, дети переносят и применяют в самостоятельной деятельности. Это развивает у них, как правильно отказаться от негативного влияния, что бы выйти достойно из неприятной ситуации.

Разработанный план формирования социальной невосприимчивости к вредным привычкам школьников, созданная эмоционально - комфортная атмосфера обеспечивает становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Осваивая правила и способы профилактики вредных привычек, дети в первую очередь учатся самовыражению. В развитии личности это играет огромную роль.

По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей «После» реабилитационной работы, чем «До». Этому способствовали условия, методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.

В процессе реализации данного направления работы используются индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

Работа по формированию негативного отношения к курению и преодолению пагубной привычки проводилась на коррекционных занятиях. На занятиях мы высмеивали эти пороки, рисовали запрещенные знаки протеста по употреблению ПАВ, смотрели мультфильмы, посещали беседы с наркологами, приводили страшные статистики, которые влияют на плод ребенка у курящих родителей. Совместная работа с педагогами Центра по борьбе с нежелательными привычками, дала нам шаг в будущее, где мальчишки научились противостоять той среде, в которую они опять попадут. Целью данных занятий являлось формирование здорового образа жизни мальчиков, ответственного отношения к своему здоровью. Достижение этой цели проходило через решение задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Подбор материала строился на принципах доступности для данного возраста мальчиков, наглядности и посильности, которые были направлены на повышение интереса, активности на занятиях и самостоятельности в решении поставленных задач.

Таким образом, в рамках проекта «Жизнь без курения» проведена диагностика на выявление вредной привычки курения воспитанников и их анализ, а также коррекционно – развивающие занятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. На представленных занятиях применялась работа с ознакомлением теоритического материала о вреде курения, алкоголя, наркотиков через беседу, рассказ, притчу, лекцию с использованием наглядности в виде презентаций с текстовым и фотоматериалом (картинками, схемами, диаграммами).

Разработка цикла занятий «Мир прекрасного» представляет собой курс мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни. Создание цикла занятий для детей продиктовано необходимостью целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в жизни учащихся по разным причинам.

В понятии здорового образа жизни включается отсутствие вредных привычек (как вышеуказанных, так и некоторых других, обладание прочными навыками поддержания и сохранения здоровья (правильное питание, закаливание, физическое упражнение, навыки психической саморегуляции и др., умение противостоять отрицательному влиянию социальной среды (выработка соответствующих психологических навыков, общая гигиеническая грамотность, сознательное предпочтение здорового образа жизни.

Своевременная работа - это важнейшее условие полноценного развития подрастающего поколения. Здоровье - это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного и эмоционального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Мир прекрасного» отражает ее основную идею - формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности.

Хочется отметить, что несмотря на слабую информированность детей, они с большим интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах со мной, задают много вопросов по данной теме. Мне как педагогу очень приятно и отрадно видеть заинтересованные лица детей.

Это значит, что еще не все потеряно, еще можно из них вырастить духовно богатых и нравственно воспитанных личностей, стоит лишь приложить усилия.

Публикации по теме:

«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Гимнастика для умаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела.

Мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Кулинарный экспресс»Мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Кулинарный экспресс» «Кулинарный экспресс» Интеллектуально развивающая игра. Формируются 2 команды по 5-6 человек. Реквизит: • Красочно оформленные листочки.

Мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Моя семья — моя радость» "Моя семья – моя радость" Цель: воспитывать чувство уважения к родным и близким. Вступлением к мероприятию служит сказка Л. Жарикова «Дуб.

Святочные вечера у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСвяточные вечера у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Святочные вечера Много лет назад на Руси в январе отмечали три праздника: Рождество, Новый год, Крещение. Все эти праздники проходили в.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс») Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий) "Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя". Н. Думбадзе Проблему.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ФГОС до ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ключевой задачей современной государственной политики Российской.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта Слайд Речь 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему: «Духовно-нравственное.

Профориентация несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя.

Внедрение технологии социального проектирования в работу реабилитационного центра для несовершеннолетнихВнедрение технологии социального проектирования в работу реабилитационного центра для несовершеннолетних Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Опубликовано: 12 марта 2017 в 20:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.» (включая файлы) размещена пользователем Анна Деревянкина (УИ 745671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД