Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: вопросы и ответы

ольга ефимова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников: вопросы и ответы

Что такое духовно-нравственное развитие дошкольника?

Развитие в общем понимании слова - это среда, которая дает возможность развиваться организму. В педагогике под средой подразумевается целенаправленная деятельность педагога по реализации поставленной цели деятельности. Чтобы педагогу выбрать правильный вектор в направлении деятельности, необходимо представить конечный продукт к чему должны привести все его действия направленные на развитие ребенка - к раскрытию творческих способностей каждой личности или к сотворческому развитию физических и духовных сил личности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: вопросы и ответы» размещена в разделах

Духовно-нравственное развитие человека в православной педагогике рассматривается как сотворческое развитие физических и духовных сил личности. С позиции духовно-нравственного развития - развитие должно определяться духовными потребностями самой личности и содействовать развитию духовных и физических сил воедино.

К чему необходимо стремиться педагогу, чтобы преуспеть в духовно-нравственном развитии личности дошкольника?

Духовный мир каждого человека это главное сокровище Вселенной. Защитить внутренний мир ребенка от нашествия внешнего и учить самого ребенка этой защите есть самое главное стремление воспитателя в духовно-нравственном развитии личности дошкольника.

При постановке цели духовно- нравственного развития личности перед человеком возникает проблема в разделении внутреннего и внешнего, точкой отсчета этого разделения для педагога, ребенка, родителя должны стать десять Божьих заповедей (не укради, почитай отца с матерью, люби ближнего) которые, безусловно, противоречат всему внешнему настоящему, что окружает нас в мире сегодня. Многие из нас признают заповеди, но не многие живут по ним и от этого остро чувствуют и переживают это противоречие между принятием истины на словах и отказом от нее в жизни. Педагога это на должно смущать, это обстоятельство, так как выявление этого противоречия ставит человека перед выбором, осмысленный выбор которого должен стать органичным, и изжить постепенно многочисленные привычки жизни внешней.

Педагоги и родители, стремящиеся к духовно-нравственному развитию личности дошкольника, должны создавать условия для упражнения детей в выборе поступков, пусть даже если эти поступки со стороны ребенка будут носить пока еще внешний, подражательный характер.

Что самое главное в создании духовно нравственного пространства

при работе с дошкольниками над проектом?

Пространство является философским понятием, под которым подразумевается все видимое и невидимое, что окружает человека. При этом под видимым пространством понимается все, что реально из предметов окружает человека, а под невидимым все те душевные качества человека, которые он имеет или пытается развить в себе. Влияние видимого пространства на духовно-нравственное развитие человека очевидно, а вот невидимое пространство, основа которого формируется словом, очень часто нами забывается и компенсируется данное упущение по отношению к ребенку видимым пространством.

Воспитателю при организации духовно-нравственного пространства в работе с дошкольниками над проектом необходимо помнить, что пространство, окружающее ребенка должно способствовать формированию и развитию нравственных качеств личности дошкольника.

Воспитателю необходимо создать вокруг детей видимое духовно-нравственное пространство - это предметы, картины, игры по теме проекта, но значительную роль определить в проекте невидимому пространству - словесному анализу чувств, настроений и переживаний человека.

Если определять критерии духовно-нравственного пространства с точки зрения влияния на духовно-нравственное развитие личности, то пространство должно соответствовать следующим параметрам:

-быть событийным, а не целевым в управлении ребенком

-соответствовать совершенствованию замысла проекта

-позволять «чувствовать» ребенку тему

-давать возможность забыть о себе и вслушаться в окружающую среду

Как построить диалог с дошкольником, чтобы он стал средством духовно-нравственного развития личности ребенка?

Диалог это не только и не столько передача информации между людьми, это необходимое условие внутреннего развития личности, ведь не зря считают, что в диалоге человек раскрывает содержание своего сердца. «Сердце есть начало и корень наших деяний», - говорил святитель Тихон Задонский. Чего на сердце нет, того и в самой вещи нет.

Целью диалога способного повлиять на духовно-нравственное развитие человека должно стать ощущение сопричастности духовной реальности собеседников к теме диалога, приближение событий жизни участников диалога к позиции ощущения духовной реальности событий о которых ведется диалог.

Чтобы этого добиться диалог, как любое средство должен подчиняться следующим условиям:

-в диалоге надо искать истину

-диалог должен быть общим делом всех его участников

-поиск истины в диалоге должен быть процессом совместным

-собеседник должен иметь внутреннюю готовность к диалогу

При соблюдении этих условий диалога, возможно, говорить о духовно-нравственном движении в развитии личности.

Список литературы для изучения по духовно-нравственному воспитанию

Нормативно-правовое обеспечение

1. ФЗ от 26.09.97 № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях»

2. ФЗ от 09.02.2007 № 17 «Об Образовании»

3. Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-I «О свободе вероисповедания»

4. Конституция РФ

5. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

6. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

7. Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.11 № 2562 «Об утверждении типового положения о ДОУ»

Учебно-методическая литература

1. О. А. Осташко «Основы православной культуры» (Тула и Тульский край) Тула, 2010

2. Э. А. Халикова «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» : программа, планирование, занятия и утренники православного календаря, Издательство «Учитель» 2013г.

3. Л. В. Сурова «Открытый урок» Статьи по духовному воспитанию. Детская программа "Лето Господне" Клин: Христианская жизнь, 2006.

4. Е. И. Смольнова «Я иду на урок в начальную школу» Издательство Московской Патриархии, 2011г.

Душеполезное чтение

1. А. И. Осипов «Православие и духовная безопасность» Изд-во Белорусский Экзархат, 2012 г.

2. Серафим Слободский «Закон Божий» Изд-во Белорусский Экзархат, 2012 г.

3. И. А. Ильин «Грядущая Россия», «Аксиомы религиозного опыта» Изд-во: "Харвест" 2006.

4. Архиепископ Иоанн Сан-Франциский «Апокалипсис мелкого греха» Изд-во Сретенского монастыря, 2007

Интернет ресурсы

Сайт Новомосковского благочиния Тульской епархии

https://www.novoeblago.ru

Портал слово - https://www.portal-slovo.ru

Журнал для родителей «Виноград» - https://www.vinograd.su

Журнал «Нескучный сад» https:// www.nsad.ru

Литература для чтения дошкольникам :

Н. Скоробогатько «Русская православная культура» Изд-во «Белый город», 2008 г.

Н. Орлова «Иконопись» Изд-во «Белый город», 2010 г.

В. В. Жукова «Я иду на урок в воскресную школу» Изд-во «московский Патриархат» 2010г.

В. Бредихина «Рождество и пасха в детской литературе» Изд-во «АСТ Астрель» 2010г.

В. А. Бутурова «Детская православная хрестоматия»

Борис Ганаго «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» Изд-во «Вера, надежда, любовь» 2010г.

Литература для чтения воспитателям, родителям:

Протоирей В. Зеньковский «Педагогика» Изд-во «Христианская жизнь» 2004г.

О. Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология» Изд-во «Покров» 2004г.

Е. Шестун «Православная педагогика» Изд-во М. : Про-Пресс, 2001

И. Медведева, И. Шишова «Кто соблазнит малых сих. СМИ против детей», «Книга для трудных родителей. Блиц педагогика» «Родители и дети. Конфликт или союз», «Чтобы ребенок не был трудным» Изд-во «Христианская жизнь» 2005 -2011

И. А. Горячева «Учимся читать, писать и любить мир» Изд-во «Московская Патриархия» 2010г.

Л. В. Сурова «Оглядываясь на заповеди» Изд-во «Троица» 2011г.

А. Кураев «Почему православные такие?» Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» 2006г.

А. Н. Новиков «Проблемы православной семьи» Изд-во «Сатис» 2003

И. А. Ильин «Духовный смысл сказки» Изд-во М. Русские книги, 1997г.

И. А. Барская «Наши дети и художественная литература» Изд-во «Лепта», 2005г.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников: вопросы и ответы
Опубликовано: 18 января 2015 в 19:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД