Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкально-обрядовых традиций Белгородской области

Лариса Грищенко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкально-обрядовых традиций Белгородской области

В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства дошкольников с духовными ценностями своего наpода, с его национальной культуpой, обычаями и традициями.

В сфере образования происходит процесс качественно нового понимания и оценки народной традиционной культуры, осознания ее значимости в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитанииподрастающего поколения и находит отражение в важнейших государственных нормативных документах: Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, целевой региональной программе Белгородской области «Сохранение, возрождение и стимулирование народного художественного творчества».

Для создания образовательного пространства, в котором каждый воспитанник ДОУ получит равные возможности для освоения лучших национально-культурных традиций, развития творческих способностей, а также для гармонизации отношений в системе «человек – природа – семья – общество», в Старооскольском крае имеются объективные предпосылки. В селах Роговатое, Шаталовка и других сохранились уникальные фольклорные традиции, изучение которых является фундаментом для формирования духовно-нравственных качеств личности.

На вводных занятиях по освоению образовательной области «Музыка» проведение опроса воспитанников: какие они знают народные песни и другие произведения фольклора – показывает, что многим знакомы частушки, народные сказки, некоторые игры с песенными припевами, такие как, например, «Каравай», «Гуси и волк», «Горелки»; заклички дождю и солнцу. Однако сведений о народных праздниках и обрядов их сопровождающих у детей очень мало или практически нет. Поэтому введение элементов фольклора в освоении образовательной области «Музыка» (знакомство с народным календарем, семейно-бытовой обрядностью, символикой народных песен, ее связи с природой) видится единственно правильным в решении проблем приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обучения и воспитания детей в лучших народных традициях.

Понимание того, что традиции народной культуры – это мудрая педагогическая система, которая должна стать составной частью духовно – нравственного воспитания, позволяет значительно обогатить содержание непосредственно образовательной деятельности по музыке,найти новые формы работы с детьми: познавательные (фестивали, экскурсии, тематические вечера и др.) и развлекательные (концерты, «посиделки», праздники и т. д.).

На методическом уровне эта работа находит отражение в календарно-тематическом планировании НОД, принципе реализации ряда тем занятий, содержание которых основано на музыкально – обрядовом материале.

Так, в подготовительной группе воспитанники знакомятся с культурными традициями русского народа с учетом региональных особенностей.Тема: «Музыкальный фольклор».Цель:знакомство с русским народным творчеством: дать понятие обрядовой песни; продолжить знакомство со свадебными песнями. Исполнение свадебной песни «Не по двору дождь, дождь» (село Роговатое Старооскольского р-на, разучивание свадебной плясовой песни «У утушки серенькой короткие ножки» (село Афанасьевка Алексеевского р-на). В процессе знакомства с музыкальным фольклором дети получают знания об обрядовых песнях, учатся понимать их символику, связь с природой; осваивают обрядовые жанры фольклора (свадебные хороводные и плясовые песни). На следующих занятиях знакомятся с календарными и семейно-бытовыми обрядами, рассматривая основные этапы человеческой жизни (рождение и детство, вхождение во взрослую жизнь, свадьба); обучаются игре на народных инструментах; узнают смысл символики народного костюма; осваивают хороводно-игровые песни, в сопровождении игры на шумовых инструментах с элементами народной хореографии. В дальнейшем происходит знакомство с главными календарными праздниками. К подготовке и проведению самих праздников привлекаются педагоги ДОУ, родители, жители сел – носители фольклорных традиций - Старооскольского района, которые активно участвуют в играх, забавах, инсценировках песен.

Таким образом, внедрение музыкально – обрядовых традиций способствует:

• знакомству дошкольников с разными жанрами и формами народного музыкального искусства;

• раскрытию связей поэтических образов народных песен и обрядов с условиями жизни, природы, традиций народной культуры;

• освоению дошкольниками пения в местной манере, основ музыкально-обрядовой и праздничной культуры.

Итогом работы по данному направлению является воспитание духовно – нравственных, гражданских качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Список литературы:

1. Жиров, М. С.,Русская народная песня:история и современность: монография / М. С. Жиров, О. И. Алексеева; Белгород. гос. ин-т культуры и искусств. – Белгород, Изд-во Бел ГУ, 2007.

2. Жирова, О. Я., Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона / О. Я. Жирова. - Белгород: Бел ГИК, 2004.

Публикации по теме:

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание подрастающего поколения - проблема важная и актуальная. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкально-обрядовых традиций Белгородской области
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки