анна проскурякова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Проскурякова Анна Сергеевна
БДОУ г. Омска «Детский сад №247 комбинированного вида»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы
Детство, как известно самая счастливая пора и задача взрослых четко сформировать для детей будущий окружающий мир через взаимодействие с настоящим. От этого зависит наш завтрашний день. Если рассмотреть детские рисунки мы увидим большое оранжевое солнце в светло-голубом небе, зеленные деревья и разноцветные цветы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Педагогам необходимо пытаться воспитать не только физически здоровую душу, но и прививать потребность любить и уважать свое окружение.
В духовно- нравственном воспитание детей дошкольного возраста весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В этом плане в детском саду с детьми осуществляется немало мероприятий, беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Большую роль играет чтение художественной литературы, а также русских народных сказок.
Мы предположили, что влияние сказок, для гармоничного эмоционального развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе ознакомления с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая дошкольников к повторению запоминавшихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития, интонационной выразительности в более, старшем возрасте.
Сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.
В настоящие время сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратило свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл, превращающий сказочное действие, из нравственного - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки и наша задача попытаться вернуть детям в руки книгу.
Огромная роль в нравственном становление личности дошкольника принадлежит воспитателю, его педагогическому мастерству. Методика работы со сказками обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Наша цель – воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими.
В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что позволяет в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояние к другому. Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Сказка способствует межличностным отношениям, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, который определяет его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционна используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных мероприятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжете пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающий в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки такие как «Колобок», «Репка», «Теремок». Через художественные образы устанавливаются эмоциональное отношение педагога с детьми, происходит не только ознакомление с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры в «сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.
Если в младшем возрасте дети еще не могут делится впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувственного при помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведения с нравственным эталоном
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомства с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах своих героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируется желания и поступки ребенка. Отсюда вытекает следующее, в процессе обучения необходимо задействовать всех.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключаются в последовательном освоение трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.
В процессе художественной деятельности, связанной с содержанием русской сказки, образовательная деятельность одновременно содействовали развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
Образовательная деятельность позволило обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширенны представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.