Людмила Гребенюк
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей
К. Д Ушинский
«Главное в педагогическом деле – это профилактика духовных заболеваний».
1. Сегодня в основе новой (или хорошо забытой старой) философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании).
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Духовно- нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой, материальным достатком и элементарной нехваткой времени. Некогда озадачиваться еще и нравственно-духовным воспитанием детей. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Законодательное признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и дошкольного учреждения, как «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Таким образом, духовно-нравственное становление личности дошкольников наиболее успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи, которое является результатом оптимально выстроенных партнерских отношений родителей и педагогов. (в одну дудку дуем)
Социальное партнерство – это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся
- доверием,
- общими целями и ценностями,
- добровольностью и долговременностью отношений,
- признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.
3. Наша цель – создать механизм построения партнерских отношений между ДС и родителями, формирование опыта совместной деятельности педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — зто личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.
4. В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.
Первый этап – ЗНАКОМСТВО (информационно - аналитиченский)
В группу пришли малыши….
* «я и дети» Самооценка саморазвитие воспитателя. Сильные, слабые стороны. На всех не угодишь. Главное: искренность, забота, доброта, вежливость, разумная строгость. Выращиваем любовь к детям Детей не обманешь.
* Сбор информации о родителях – детях. Состав семьи Возраст, опыт, образование, религия, традиции, соц\положение, родительский стиль общения с ребенком и Родительские ожидания.
Определяются общие цели, общие ценности
ресурсная база сторон. и взаимная полезность участников – т. е., изучение возможностей друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства, а также мотивационные, т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.
* Родители должны быть - информированы о возможностях ДОУ: специалистах, кружках, жизнедеятельности группы. Знать что ребенок ел, чем занимался, как себя чувствовал и уверены, что вы достаточно компетентны в вопросах воспитания, что вы заботитесь о любимом чаде как вторая мама.
Проблемы: Не все родители контактны, некогда вести продолжительные беседы с родителями. – помогут психологи ДОУ педагоги ясельной группы где были дети и интернет.
Итог: Достаточный обьем информации, создание эмоционально положительной атмосферы взаимодействия с родителями, желание родителей к осуществлению совместной деятельности.
Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
Необходимо разъяснить родителям роль их собственного участия в совместной с ребёнком деятельности.
Здесь важно понятие общего вклада – т. е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.
На практике – Выбираем родительский актив! Родители сотрудники, опытные(«взрослые») контактные родители, молодые харизматичные родители. Пробуем организовать: совет отцов и совет мам.
Третий этап - Создание модели социального партнерства
дошкольной образовательной организации и семьи, которая позволяет выстроить систему взаимодействия: «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей сформировались навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолен стереотип дистанцирования родителей от системы образования, все они стали равноправными и равноответственными участниками образовательного процесса.
2 Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования
• нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
• нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
• нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности [
• индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
• семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
• национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
• общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т. д.).
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в духовно - нравственном развитии детей.
Основой правильного духовно нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. А авторитетом для них является семья и педагог
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые
элементарные представления о хорошем и плохом,
навыки поведения,
добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.
Тот моральный опыт, который они накопят, ляжет в основу их дальнейшего духовно – нравственного развития
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности.
Социальное партнерство с родителями в этой области воспитания реализуется в таких направлениях:
1. Организация психолого-педагогического просвещения.
2. Создание системы массовых мероприятий с родителями.
3. Вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и детьми творческую, трудовую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность.
4. Выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания.
5. Оказание помощи родителям в формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, формировании семейных традиций.
Формы работы:
Повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании.
1. Родительские собрания в условиях ограниченного родительского времени целесообразно совмещать с
2. тематическими выставками и например: «Вредные книжки и вредные игрушки» «Ценность самодельных игрушек», Желательно приглашать психолога.
3. Беседы по соответствующей тематике
- «Вредные привычки, как им противостоять?»
- «Семейные традиции» «Что почитать ребенку»
- «Поощрение и наказание в семье»
- «Нравственные ценности современного общества»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- «Роль семьи в формировании личности»
- «Воспитание детей в семье». И др….
Информативную часть – в печатном виде в родительский уголок.
Обсуждение темы в виде, диспутов, дискуссий, где родители имеют возможность обмениваться опытом воспитания детей. - на Род собрании но лучше после совместных мероприятий за чашечкой чая
почта доверия, телефон доверия; интервью с родителями и детьми, портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания.
Организация совместной деятельности родителей и детей помогут взрослым на практике сформировать и развивать культуру семейных традиций и ценностей.
4. Различные творческие мероприятия мастерклассы, семейные проекты
5. Традиционные развлечения. семейные праздники, Таковыми могут быть: «Масленница», «Святочные гуляния», «Пасхальные игры»,«День семьи», «Семья года», «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья – эрудит», «Папа, мама, я – читающая семья», «Семейные увлечения», «Фамильная драгоценность», «Наша домашняя библиотека», «Ярмарка семейных поделок» и пр.
6. Совместная деятельность педагога и родителей по благоустройству групп и участков
Вовлечение родителей и других членов семьи в социально-значимую деятельность. вне ДОУ
За духовно- нравственными ценностями последнее время чаще всего нас отсылают к канонам РПЦ. Большую значимость приобрело просветительское движение православия. Да в нашей религии есть чему поучиться и что взять за основу своего и детского мировоззрения. Но ДОУ это светская организация, мы дети и внуки атеистов, дети в группах разнонациональны. Кто захочет придти к церкви он к ней придет, а наша задача показать и другие возможности родителям для обогащения нравственно духовного мира малыша.
- Театры, выставки,
- Посещение фольклорно-исторических коллективов города, т. е тех кто приобщит к действительно народной культуре и истории а не к их «лубочному» варианту. У многих есть мастерклассы, посиделки, музыкальные вечера, народные праздники которые можно посетить с детьми. (Щелоковский хутор, «Берегиня» и подобные)
Благотворительные акции «Лада» «Дети без мам», и просто помощь рядом живущим нуждающимся как людям так и животным.
- Ассоциация многодетных семей, «Совет отцов»
Должна быть помощь родителей в поиске информации и активное привлечение интернет ресурсов.
Информационный фильтр на ВК страничке педагога
К. Д Ушинский
«Главное в педагогическом деле – это профилактика духовных заболеваний».
Сотрудничество педагогов, психологов и родителей позволит лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, помочь взрослым в понимании и развитии его индивидуальных особенностей, преодолении его негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентиров и повысить культуру духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы