Получи документы

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей

Людмила Гребенюк
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей

К. Д Ушинский

«Главное в педагогическом деле – это профилактика духовных заболеваний».

1. Сегодня в основе новой (или хорошо забытой старой) философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании).

Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей» размещена в разделах

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Духовно- нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой, материальным достатком и элементарной нехваткой времени. Некогда озадачиваться еще и нравственно-духовным воспитанием детей. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Законодательное признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и дошкольного учреждения, как «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Таким образом, духовно-нравственное становление личности дошкольников наиболее успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи, которое является результатом оптимально выстроенных партнерских отношений родителей и педагогов. (в одну дудку дуем)

Социальное партнерство – это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся

- доверием,

- общими целями и ценностями,

- добровольностью и долговременностью отношений,

- признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.

3. Наша цель – создать механизм построения партнерских отношений между ДС и родителями, формирование опыта совместной деятельности педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — зто личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.

4. В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап – ЗНАКОМСТВО (информационно - аналитиченский)

В группу пришли малыши….

* «я и дети» Самооценка саморазвитие воспитателя. Сильные, слабые стороны. На всех не угодишь. Главное: искренность, забота, доброта, вежливость, разумная строгость. Выращиваем любовь к детям Детей не обманешь.

* Сбор информации о родителях – детях. Состав семьи Возраст, опыт, образование, религия, традиции, соц\положение, родительский стиль общения с ребенком и Родительские ожидания.

Определяются общие цели, общие ценности

ресурсная база сторон. и взаимная полезность участников – т. е., изучение возможностей друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства, а также мотивационные, т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

* Родители должны быть - информированы о возможностях ДОУ: специалистах, кружках, жизнедеятельности группы. Знать что ребенок ел, чем занимался, как себя чувствовал и уверены, что вы достаточно компетентны в вопросах воспитания, что вы заботитесь о любимом чаде как вторая мама.

Проблемы: Не все родители контактны, некогда вести продолжительные беседы с родителями. – помогут психологи ДОУ педагоги ясельной группы где были дети и интернет.

Итог: Достаточный обьем информации, создание эмоционально положительной атмосферы взаимодействия с родителями, желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Необходимо разъяснить родителям роль их собственного участия в совместной с ребёнком деятельности.

Здесь важно понятие общего вклада – т. е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.

На практике – Выбираем родительский актив! Родители сотрудники, опытные(«взрослые») контактные родители, молодые харизматичные родители. Пробуем организовать: совет отцов и совет мам.

Третий этап - Создание модели социального партнерства

дошкольной образовательной организации и семьи, которая позволяет выстроить систему взаимодействия: «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей сформировались навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолен стереотип дистанцирования родителей от системы образования, все они стали равноправными и равноответственными участниками образовательного процесса.

2 Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования

нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности [

• индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

• семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

• национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

• общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т. д.).

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в духовно - нравственном развитии детей.

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. А авторитетом для них является семья и педагог

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые

элементарные представления о хорошем и плохом,

навыки поведения,

добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

Тот моральный опыт, который они накопят, ляжет в основу их дальнейшего духовно – нравственного развития

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности.

Социальное партнерство с родителями в этой области воспитания реализуется в таких направлениях:

1. Организация психолого-педагогического просвещения.

2. Создание системы массовых мероприятий с родителями.

3. Вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и детьми творческую, трудовую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность.

4. Выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания.

5. Оказание помощи родителям в формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, формировании семейных традиций.

Формы работы:

Повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании.

1. Родительские собрания в условиях ограниченного родительского времени целесообразно совмещать с

2. тематическими выставками и например: «Вредные книжки и вредные игрушки» «Ценность самодельных игрушек», Желательно приглашать психолога.

3. Беседы по соответствующей тематике

- «Вредные привычки, как им противостоять?»

- «Семейные традиции» «Что почитать ребенку»

- «Поощрение и наказание в семье»

- «Нравственные ценности современного общества»

- «Мы в ответе за тех, кого приручили»

- «Роль семьи в формировании личности»

- «Воспитание детей в семье». И др….

Информативную часть – в печатном виде в родительский уголок.

Обсуждение темы в виде, диспутов, дискуссий, где родители имеют возможность обмениваться опытом воспитания детей. - на Род собрании но лучше после совместных мероприятий за чашечкой чая

почта доверия, телефон доверия; интервью с родителями и детьми, портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания.

Организация совместной деятельности родителей и детей помогут взрослым на практике сформировать и развивать культуру семейных традиций и ценностей.

4. Различные творческие мероприятия мастерклассы, семейные проекты

5. Традиционные развлечения. семейные праздники, Таковыми могут быть: «Масленница», «Святочные гуляния», «Пасхальные игры»,«День семьи», «Семья года», «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья – эрудит», «Папа, мама, я – читающая семья», «Семейные увлечения», «Фамильная драгоценность», «Наша домашняя библиотека», «Ярмарка семейных поделок» и пр.

6. Совместная деятельность педагога и родителей по благоустройству групп и участков

Вовлечение родителей и других членов семьи в социально-значимую деятельность. вне ДОУ

За духовно- нравственными ценностями последнее время чаще всего нас отсылают к канонам РПЦ. Большую значимость приобрело просветительское движение православия. Да в нашей религии есть чему поучиться и что взять за основу своего и детского мировоззрения. Но ДОУ это светская организация, мы дети и внуки атеистов, дети в группах разнонациональны. Кто захочет придти к церкви он к ней придет, а наша задача показать и другие возможности родителям для обогащения нравственно духовного мира малыша.

- Театры, выставки,

- Посещение фольклорно-исторических коллективов города, т. е тех кто приобщит к действительно народной культуре и истории а не к их «лубочному» варианту. У многих есть мастерклассы, посиделки, музыкальные вечера, народные праздники которые можно посетить с детьми. (Щелоковский хутор, «Берегиня» и подобные)

Благотворительные акции «Лада» «Дети без мам», и просто помощь рядом живущим нуждающимся как людям так и животным.

- Ассоциация многодетных семей, «Совет отцов»

Должна быть помощь родителей в поиске информации и активное привлечение интернет ресурсов.

Информационный фильтр на ВК страничке педагога

К. Д Ушинский

«Главное в педагогическом деле – это профилактика духовных заболеваний».

Сотрудничество педагогов, психологов и родителей позволит лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, помочь взрослым в понимании и развитии его индивидуальных особенностей, преодолении его негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентиров и повысить культуру духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Нравственное.

План социального партнерства с семьей на 2017–2018 год Месяц Сентябрь Тема: «Я иду в детский сад». Цель: установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия педагогов детского.

План социального партнерства с семьей на год для старше-подготовительной группы Месяц: Сентябрь Тема: «Я иду в детский сад». Анкетирование «Социологический опрос». Консультация «Подготовка детей к школе». Цель: информирование.

Программа социального партнерства с семьей Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей,.

Программа социального партнерства с семьей (средняя группа) Согласована: Утверждена: Родительским комитетом Заведующий МБДОУ Протокол №___ Детский сад №34 «Теремок» От___20__г. Н. И. Гусева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей
Опубликовано: 17 января 2018 в 22:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД