Cветлана Иваненко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения обрела сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина–патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Место и роль детского сада в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Я полностью разделяю это мнение, потому что с раннего детства мои родители воспитывали меня в духе патриотизма. И я с гордостью считаю себя патриотом родного города и России.
Мой опыт работы в данном направлении, к сожалению, выявил ряд противоречий: о гражданско-патриотическом воспитании теперь или не принято говорить в семье, или говорят редко. Даже во внешне благополучных семьях часто отсутствует эмоциональная связь поколений, родители преимущественно заботятся о материальном достатке. Однако, именно семья и никто другой закладывает первый опыт нравственного поведения ребёнка.
Многие нравственные качества человека активно развиваются в детском саду. Психологи установили, что дети дошкольного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует в свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей дошкольного возраста должна закладываться система нравственного и патриотического воспитания, формирования гражданской позиции.
Опираясь на знания психологии ребёнка, я, как воспитатель, стараюсь воспитывать чувства патриотизма, межнационального единства, товарищества; формировать у детей социально-активную позицию, глубокое уважение к людям труда.
Я абсолютно уверена, что именно в дошкольном возрасте существуют большие возможности для систематического и последовательного нравственного и патриотического воспитания детей.
Одним из приоритетных направлений моей воспитательной работы является патриотическое воспитание детей. Большое внимание я уделяю воспитанию патриотизма, культуры межнациональных отношений, уважения к закону, нормам коллективной жизни, ответственности детей за свои поступки.
Исходя из этого, я, как воспитатель, ставлю цели и задачи, которые стараюсь реализовать на протяжении нескольких лет.
Главной моей целью, как воспитателя по патриотическому воспитанию является создание условий для формирования у детей бережного отношения к семейным и народным традициям, обычаям, уважения к близким, историческому прошлому страны, любви к Родине, к родному краю. Исходя из этого, стараюсь ставить такие задачи:
1. Формирование сплоченного детского коллектива.
2. Приобщение детей к истории Губкина, Бедгородской области, всей страны.
3. Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
4. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
5. Укрепление взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка и профилактики асоциального поведения учащихся.
6. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Путём знакомства с опытом работы коллег, своих разработок, у меня постепенно сформировалась собственная система патриотического воспитания дошкольника.
Сначала я четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на конкретном этапе их развития, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.