Светлана Челнокова
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
Нравственное воспитание младших дошкольников через сказку
Челнокова С. В., воспитатель
МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области»
Ртищево, 2017 год
Публикация «Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст – это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. Опасны для духовно-нравственного развития детей игрушки, компьютерные игры, телепередачи, которые снабжают их ложными представлениями об окружающем мире и перегружены сценами насилия, агрессии. Ведь, как подчеркивал К. Д. Ушинский, дитя мыслит образами. Поэтому необходимо питать его душу только из чистых источников.
Я считаю, что ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература, а именно сказка.
С помощью сказки у детей воспитывается :
Воля— сложное и многогранное качество личности.
Вера в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Доброта и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений.
С помощью сказки у ребенка развивается:
• умение слушать;
• умение познавать;
• умение сравнивать, сопоставлять;
• умение мыслить словами;
• связная речь;
• мышление;
• внимание;
• память;
• воображение;
• мимика лица и жесты;
• эстетические чувства;
• чувство юмора.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Через сказку малыш познает свое место в этом мире, каждая сказка даёт первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок - это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В своей работе при ознакомлении со сказкой я использую несколько методов и приемов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок, драматизация, беседа по сказке, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проектный метод.
В течение 2016-2017 учебного года в нашей группе реализуется проект «В гостях у сказки». Цель которого: формирование социально – нравственных качеств младших дошкольников через художественное слово и сказки. В рамках этого проекта я знакомлю воспитанников с русскими народными сказками и сказками В. Г. Сутеева, направленными на воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим, а также помогающим детям усвоить нравственные категории : добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказки В. Г. Сутеева воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети. В сказке «Мешок яблок» дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. В небольшой по объему сказке «Цыпленок и Утенок» автор подметил характерную для детского возраста черту – подражательность и основанное на ней поведение. Через образ Цыпленка В. Г. Сутеев учит ребенка нести ответственность за свои поступки, умению критически посмотреть на себя. На решение проблемы преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко».
В соответствии с планом реализации проекта, каждая сказка рассматривается 2 недели: несколько раз выразительно читается или пересказывается воспитателем, рассматриваются иллюстрации, обыгрывается с помощью пальчикового или кукольного театра, организуется художественно-эстетическая деятельность по сюжету сказки (рисование, лепка, аппликация, разучивание песенок, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проводятся дидактические игры (например, «Назови добрых/злых героев», «Опиши героя», «Придумай другой конец сказки» и др.). Часто в гости к малышам приходят старшие дошкольники и показывают драматизации по сказкам.
Важной ступенькой реализации проекта является работа с родителями, которые помогают изготовлять маски и костюмы, кукол пальчикового театра. В группе организован уголок для родителей, где размещается информация о том, какие сказки входят в круг чтения детей, советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, а еще сказки-подсказки (психокоррекционные сказки) для родителей, направленные на решение социально-нравственных проблем детей : затянутое расставание с мамой после прихода в детский сад утром, болезненное переживание ребенком проигрыша, избалованность ребенка и другие.
Сегодня я хочу показать вам отрывок …мастер-класс.
Вывод:
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в нем верх над злыми.