МААМ-картинки

Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки

Светлана Челнокова
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»

Нравственное воспитание младших дошкольников через сказку

Челнокова С. В., воспитатель

МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»

г. Ртищево Саратовской области»

Ртищево, 2017 год

Публикация «Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах

Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст – это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. Опасны для духовно-нравственного развития детей игрушки, компьютерные игры, телепередачи, которые снабжают их ложными представлениями об окружающем мире и перегружены сценами насилия, агрессии. Ведь, как подчеркивал К. Д. Ушинский, дитя мыслит образами. Поэтому необходимо питать его душу только из чистых источников.

Я считаю, что ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература, а именно сказка.

С помощью сказки у детей воспитывается :

Воля— сложное и многогранное качество личности.

Вера в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

Доброта и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений.

С помощью сказки у ребенка развивается:

• умение слушать;

• умение познавать;

• умение сравнивать, сопоставлять;

• умение мыслить словами;

• связная речь;

• мышление;

• внимание;

• память;

• воображение;

• мимика лица и жесты;

• эстетические чувства;

• чувство юмора.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Через сказку малыш познает свое место в этом мире, каждая сказка даёт первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок - это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В своей работе при ознакомлении со сказкой я использую несколько методов и приемов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок, драматизация, беседа по сказке, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проектный метод.

В течение 2016-2017 учебного года в нашей группе реализуется проект «В гостях у сказки». Цель которого: формирование социально – нравственных качеств младших дошкольников через художественное слово и сказки. В рамках этого проекта я знакомлю воспитанников с русскими народными сказками и сказками В. Г. Сутеева, направленными на воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим, а также помогающим детям усвоить нравственные категории : добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказки В. Г. Сутеева воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети. В сказке «Мешок яблок» дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. В небольшой по объему сказке «Цыпленок и Утенок» автор подметил характерную для детского возраста черту – подражательность и основанное на ней поведение. Через образ Цыпленка В. Г. Сутеев учит ребенка нести ответственность за свои поступки, умению критически посмотреть на себя. На решение проблемы преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко».

В соответствии с планом реализации проекта, каждая сказка рассматривается 2 недели: несколько раз выразительно читается или пересказывается воспитателем, рассматриваются иллюстрации, обыгрывается с помощью пальчикового или кукольного театра, организуется художественно-эстетическая деятельность по сюжету сказки (рисование, лепка, аппликация, разучивание песенок, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проводятся дидактические игры (например, «Назови добрых/злых героев», «Опиши героя», «Придумай другой конец сказки» и др.). Часто в гости к малышам приходят старшие дошкольники и показывают драматизации по сказкам.

Важной ступенькой реализации проекта является работа с родителями, которые помогают изготовлять маски и костюмы, кукол пальчикового театра. В группе организован уголок для родителей, где размещается информация о том, какие сказки входят в круг чтения детей, советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, а еще сказки-подсказки (психокоррекционные сказки) для родителей, направленные на решение социально-нравственных проблем детей : затянутое расставание с мамой после прихода в детский сад утром, болезненное переживание ребенком проигрыша, избалованность ребенка и другие.

Сегодня я хочу показать вам отрывок …мастер-класс.

Вывод:

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в нем верх над злыми.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия с родителями " Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями" 1сл. Здравствуйте! Вас приветствует МДОУ д/с №8»Сказка» 2сл.

Духовное и нравственное воспитание дошкольников Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский). Основной целью духовно-нравственного воспитания.

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. Одной из главных задач нашего детского сада является духовно - нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Оздоровление младших дошкольников посредством фитбол-гимнастики Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлена презентация на тему: «Оздоровление младших дошкольников, посредством фитбол – гимнастики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки
Опубликовано: 25 июня 2017 в 15:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД