МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки

Вера П
Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно – нравственное воспитание музыкой.

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей остается одним из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки» размещена в разделах

Школьник в современном бурно меняющемся мире совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Одна из кричащих проблем связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.

Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены существующей социально-культурной ситуацией, когда часто людьми руководит примитивное материальное богатство. Смещение системы ценностных ориентаций связаны и с экономическими кризисами, и с экологическими катастрофами, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей. Всё это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье.

Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение. Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от настоящих шедевров музыки, не знают музыкальных сочинений серьезного искусства, которое бы нравилось. Получается, что особенности поликультурных традиций не используется в полной мере. Наверное, в этом и кроются причины духовной деградации.

Как помочь детям избежать различных сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. Отсюда возникает острая потребность сделать образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.

Поэтому очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. А в этом велика значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.

Известно, что одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства. Найти основу духовно- нравственного развития детей можно на уроках музыки.

Поэтому главной своей целью считаю научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека. Но она может возбудить человеческие эмоции и разбудить дремлющие нравственные силы. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и такой своеобразный тренинг позволяет ему почувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Искусство должно быть услышанным, ему необходима встреча: и не все равно, какая, не «какая-нибудь», а художественная. Значит, нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. И музыка - носитель этой ценности, объект познания, а учитель и ученик вместе постигают этот мир.

Музыка на уроке должна выступить не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Хочется сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят. Для того, чтобы деятельность детей была продуктивной, необходимо определить ближние и дальние цели, создать ситуации творческого поиска и мотивов их деятельности, найти своеобразный толчок, который выведет ребенка из состояния «инертного покоя».

На уроках, посвященных фольклорным традициям, через пословицы, поговорки, сказки, ребята раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На уроках, посвященных темам духовности, патриотизма, дети подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок. Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

При подготовке фольклорных праздников, школьных мероприятий происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Немаловажную роль здесь играет и привлечение школьников к совместным мероприятиям с сельским домом культуры, с фольклорным ансамблем «Огонек», - это и связь поколений, и приобщение к национальной культуре, к традициям села.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Несомненно, что музыке в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит большая роль. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они должны получить уже в детском саду, - а в последующем- и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.

Тогда кому же, как ни нам найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Все программы по музыке (Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, Т. А. Бейдер, Г. П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки. Но в них не всегда учитывается, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице слышит другую музыку, и это далеко не лучшие образцы поп-музыки.

Значит, нужно показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство. Или это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, или это культурный пласт, накопленный нашими предками, - музыка, проверенная временем.

Но целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей.

На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети, насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя - соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями, учить радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. С радостью он должен идти на урок.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую будут петь.

Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства : музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т. п. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

Литература:

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М. : ВЛАДОС, 2000.

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Академия,2004.

Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании этноличности школьника [Текст] / Л. М. Кашапова // Искусство и образование. – 2005. – № 4 (36). – C. 84–92.

Явгильдина, З. М. Детский фольклор на уроках музыки [Текст] / З. М. Явгильдина // Искусство и образование. – 2006. – № 3. – C. 74–80.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки
Опубликовано: 29 марта 2024 в 20:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки» (включая файлы) размещена пользователем Вера П (УИ 425932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД