Ольга Русина
Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание ребенка дошкольника представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностей, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.
Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.
Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность).
Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении, где на помощь родителям в формировании духовно-нравственных ценностей приходят педагоги ДОУ. Важным компонентом выступают наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Возможностей. интересов, потребностей, переживаний.
В детском саду, с раннего возраста, мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки. Они учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». В старшем возрасте используются пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Скороговорка - веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить его прощать и просить прощение, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним. Боязнь быть высмеянным способствует проявлению таких качеств характера, как лицемерие и нечестность. И конечно, непременным условием успешности формирования нравственных ценностей является любовь родителей и педагогов к детям. Без этого дети не научатся любить окружающих, заботиться о них. Дефицит любви к ребёнку часто приводит к проявлению у него чёрствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между дочерью (сыном) и родителем, воспитанником и педагогом, ограничивает развитие способности ребёнка откликаться на эмоциональное состояние другого человека.