Ирина Польшина
Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника
Чтобы ни случилось с моим народом, я знаю верою и ведением, любовью и волею, живым опытом и победами прошлого, что мой народ не покинут Богом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны.
И. А. Ильин
Публикация «Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника» размещена в разделах
Сегодня, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально обратиться к основам православной культуры, так как общество и государство очень нуждается в воспитательно-образовательных моделях, обеспечивающих духовные и нравственные компоненты в содержании образования. Духовное краеведение – это одно из направлений работы, позволяющий поведать о своём крае, о своих корнях, истоках, о его истории. Край – это не только земля, территория – это в первую очередь люди, которые осваивают, укрепляют, украшают её своим трудом, приумножают богатства, приносят уважение и славу.
Каково же это духовное, т. е. внутреннее состояние людей, мотивация их поступков?
Почему они вызывают чувство гордости, сопричастности, любви и сопереживания?
Почему хочется сказать «земля Липецкая, земля Лебедянская – прародина гениальных поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, родина писателей И. А. Бунина, М. М. Пришвина, П. Н. Шубина, и т. д. Почему всему миру известны имена святых Тихона Задонского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, Иллариона Троекуровского, Иоанна Сезеновского, преподобного Силуана Афонского?
Потому что их вклад в укрепление православного духа народа бесценен. Очень не хочется, чтобы оборвалась связующая нить поколений, чтобы какой-либо кризис смог уничтожить историю, культуру, веру великой страны, а значит и «малой родины».
В рамках ознакомления детей с духовным краеведением мною был разработан и осуществляется проект «Край родной – навек любимый». Задача данного проекта – создание таких условий в части содержания образования, форм и методов работы, которые позволят максимально обеспечить развитие и социализацию детей в соответствии с ФГОС ДО.
Цель данной работы – содействие успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков в краеведческой деятельности.
Данный проект предусматривает задачи воспитания у детей гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, дому, краю, городу, Родине и предполагает конкретные пути решения.
Ознакомление с родным городом, родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат в развитии целостного отношения к родному краю достигается систематической работой.
Краеведческие знания преподносятся детям в системе. Дети получают информацию по данному вопросу в образовательной деятельности, т. к. жизнь диктует более современные и инновационные направления развития общества. Поэтому данный вид работы интегрируется:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности:
- игровую, которая является приоритетной (основной) в дошкольном возрасте;
- коммуникативную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- продуктивную;
- музыкально-художественную.
- в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии, обеспечивающие необходимую двигательную активность и способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций);
- в процесс взаимодействия с семьями воспитанников (участие в проектной деятельности, продукт которой – создание макета герба семьи, составление маршрутов экскурсий и прогулок по микрорайону, коллекционирование картинок и открыток).
В педагогическом проекте широко использовались:
ИКТ (использование компьютерных технологий);
построение предметно-развивающей среды (уголок краеведения в группе);
опытно-экспериментальная работа;
нетрадиционные занятия в музее ДОУ;
использование ряда инновационных педагогических технологий;
включение в проектную деятельность родителей.
Использование в своей работе по формированию духовно-нравственного становления личности, многообразных интересных, живых форм, методов и средств воспитательной деятельности, обусловленных её спецификой, позволяет решать основную задачу – воспитание не только ума, но и «сердца» человека.
В ходе педагогического проекта у детей, их родителей и педагогов повышается интерес к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику, а тщательно продуманная интеграция краеведческий знаний в различные образовательные области позволяет сохранить свою актуальность при реализации основной образовательной программы ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Но самым главным и ключевым аспектом моего проекта является воспитание стремления жить по нравственным законам, совершенствовать умение давать личностную оценку своим поступкам и происходящим событиям, способствовать развитию у детей таких нравственных понятий как «совесть» и долг.
Если уже маленький человечек будет иметь потребность нести ответственность за свои действия, то это будет огромным шагом к формированию духовно-нравственного сознания в будущем.