Лучший педагог года

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Татьяна Уфимцева
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.

С утверждением данного стандарта автоматически утратили силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации :

Публикация «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» размещена в разделах

• от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299);

• от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. Законом «Об образовании в РФ» определено, что система образования выстраивается с учетом федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня, поэтому обратимся к определению понятия «стандарт».

Общее понятие стандарта трактуется как комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования (ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных образовательных организаций (ДОО, специалистов системы образования, семей.

В стандарте сформулированы следующие цели:

• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

• сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт устанавливает три основных требования, обязательных при реализации образовательной программы ДОО :

1) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

2) требования к условиям реализации программы дошкольного образования, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и предметно-пространственной среде;

3) требования к результатам освоения программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что каждая дошкольная образовательная организация имеет свою основную образовательную программу, которая разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии со стандартом и с учетом примерных программ.

Примерные образовательные программы, как и раньше, разрабатываются авторами (научными коллективами). Раньше их называли «комплексные программы». Это, например, программы «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы», «Успех», «Диалог» и многие другие. Авторы и авторские коллективы приводят их в соответствие с ФГОС. А затем после прохождения экспертизы они включаются в реестр Минобрнауки России.

Содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

Далее для каждого возрастного периода перечисляются виды детской деятельности:

• в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

• раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

• для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В этом разделе даны рекомендации к структуре программы, которая состоит из трех основных разделов:

• целевого;

• содержательного;

• организационного.

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части (обязательная – 60 %, формируемая – 40 %) являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта.

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» сформулированы требования, обеспечивающие реализацию образовательной программы :

• требования к психолого-педагогическим условиям;

• развивающей предметно-пространственной среде;

• кадровым условиям;

• материально-техническим условиям;

• финансовым.

В раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» включены целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Важно отметить следующее: законодательная основа деятельности дошкольной организации в современных условиях заключается в том, что:

целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

к целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые описаны для младенческого и раннего возраста и этапа завершения дошкольного образования;

целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Консультация для учителей «Профессиональный стандарт педагога» Воспитание и обучение детей - настоящее искусство, которым обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Выставка осенних поделок ко Дню дошкольного образованияВыставка осенних поделок ко Дню дошкольного образования Вот вроде недавно началась осень. Но уже на пороге середина осени. Дошколятам очень нравится это время года: желтеют листья на деревьях,.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 08:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД