Приложение МААМ

Феномен «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Таcлима Садыкова
Феномен «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

ФЕНОМЕН «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности, описывается сущность и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Публикация «Феномен „Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования“» размещена в разделах

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Результаты. Изучено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», представлены различные точки зрения к пониманию качества дошкольного образования, управления качеством дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как совокупность образовательных и социальных компетенций.

Обсуждение. Подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога как совокупность образовательных и социальных компетенций является средством управления качеством дошкольного образования.

Заключение. Делается вывод о том, что обоснование содержание феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» позволит разработать критерии, показатели и способы оценки профессиональной компетентности, а также найти эффективные формы, методы и средства формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: качество, качество образования, управление, управление качеством дошкольного образования, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность педагога, образовательные и социальные компетенции педагога.

Основные положения:

– определена сущность понятия «профессиональная компетентность» в научных исследованиях;

– рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;

– выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога – образовательные и социальные компетенции.

1 Введение (Introduction)

Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлен ориентир деятельности современных дошкольных образовательных организаций на достижение качества образовательного процесса.

Одним из средств управления качеством дошкольного образования является компетентность педагогов. В нормативно-правовых актах подчеркивается, что педагог должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, при этом постоянно повышая уровень своей профессиональной подготовки (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [1].

Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение содержания данного феномена, поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, что входит в содержание понятия «профессиональная компетентность», какова структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, какие формы, методы и средства будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагога, а также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уровень профессиональной компетентности.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Изучение феномена «профессиональная компетентность педагога» предусматривает анализ категории «качество образования». В научных исследованиях проблема управления качеством образования рассматривается многими учеными (В. А. Кальней, М. М. Поташник, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.).

С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба считают, что качество образования – это «степень достижения поставленных образовательных целей и задач, при этом качество образования – это не только качество его результатов, но и качество состояния образовательного процесса, его содержания, технологий, условий реализации» [2, с. 4].

В. М. Полонский считает, что качество образования – это «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» [3, с. 109].

Категорию «качество образования» можно трактовать как степень достижения или соответствия целевым установкам. Качество дошкольного образования – это соответствие стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, степень достижения заявленных целевых ориентиров.

Изучение проблемы качества образованием, выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога» связаны с уточнением такого понятия, как «управление». Управление нацелено на такое использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата. Потому основным вектором управления следует признать цель – результат. Управление качеством образования раскрывается как процесс, совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля).

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества функционирования образовательных организаций, отражены в приказе Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Выделяется следующие группы показателей:

1) открытость и доступность информации об образовательной организации;

2) комфортность условий образовательной деятельности;

3) компетентность работников образовательной организации;

4) удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса [4].

В данном документе компетентность работников образовательной организации выступает как один из показателей качества образования. В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (И. Н. Асаева, Л. Н. Атмахова, О. Ю. Дедова, Г. И. Захарова, С. Г. Молчанов, Т. А. Сваталова, О. В. Тихомирова и другие).

И. Н. Асаева под профессиональной компетентностью понимает «заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников» [5, с. 9].

Т. А. Сваталова отмечает, что профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования – это «совокупность компетенций, отражающих теоретические представления и способы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, обеспечивающих профессиональный рост» [6, с. 11].

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет понятие профессионально-педагогической компетентности в теории С. Г. Молчанова. Специфика профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие у педагога и социально-профессиональных, социально-статусных компетенций. Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации [7].

Таким образом, мы изучили нормативно-правовые документы и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной компетентности педагогов. Теперь опишем структуру педагогической компетентности.

3 Результаты (Results)

Профессиональную компетентность педагога можно рассмотреть как совокупность компетенций. Компетенция – это 1) представления об объекте ( знания: у французов savoir); 2) представления о возможных способах работы с объектом ( умения и навыки: savoir-faire); 3) реальные действия и поступки ( способы деятельности и поведения: action). Компетенции делятся на две группы: образовательные и социальные. Любая компетенция проявляется в действии и (или) поступке, в performences, т. е. в позитивном преобразовании объекта воздействия, в обеспечении его восхождения от актуального состояния к новому, качественно более высокому.

Структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования можно рассмотреть с точки зрения реализации образовательных программ. Феномен «образовательная программа» описан и определен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная программа как система включает в себя следующие компоненты : 1) содержание образования; 2) содержание обучения; 3) контрольно-измерительные материалы (контрольно-оценочные средства) КИМ (КОС)ы; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) методическое обеспечение (управленческое). Взаимодействуя с описанной таким образом системой, педагогический работник должен обладать адекватными названным компонентам системы (признакам объекта) совокупностями компетенций :

1) предметными;

2) дидактическими;

3) квалитативными;

4) технико-технологическими;

5) социально-статусными;

6) методическими.

Совокупность данных компетенций составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного образования. Данные компетенции можно разделить на две группы – образовательные (профессионально-образовательные) и социальные (социально-статусные). Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации.

В соответствии с этим подходов необходимо определить, 1) что должен педагог передать (для этого педагог должен освоить а) содержание социализации и б) содержание образования, 2) как он должен передавать (для этого педагог должен освоить содержание воспитания и содержание обучения, т. е. формы, методы, приемы и средства воспитания (обучения, 3) каков уровень освоенности воспитанниками (обучающимися) содержания социализации и образования (для этого педагог должен освоить использование контрольно-измерительных материалов (-оценочных средств) (КИМ (КОС)-ов).

4 Обсуждение (Discussion)

Выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» связано с изучением основных понятий исследования («качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога»).

Под качеством дошкольного образования понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО.

Управление качеством дошкольного образования включает в себя совокупность функций управления : целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Одним из средств управления качеством образования выступает профессиональная компетентность педагога как совокупность компетенций (представлений об объекте – знаний, представлений о возможных способах работы с объектом – умений и навыков, реальных действия и поступков как способов деятельности и поведения.

Компетенции, входящие в структуру профессиональной компетентности педагога, разделяются на образовательные (предметные, дидактические, квалиметрические, технико-технологические, методические) и социальные (социально-статусные). Данные компетенции педагога в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, в результате проведенного исследования была изучена одна из актуальных проблем современной науки – изучение содержание и структуры профессиональной компетентности педагога. Полученные результаты позволили определить компетенции, которые входят в структуру компетентности педагога дошкольного образования, что в дальнейшем даст возможность определить способы ее формирования и оценивания.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL : https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения : 10.03.2020).

2. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография. М. : ИНФРА-М, 2018. 205 с.

3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.

4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс] URL : : https://base.garant.ru/70859410/ (дата обращения : 10.03.2020).

5. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.07 / И. Н. Асаева ; Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 23 с.

6. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова ; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2009. 26 с.

7. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.

T.N. Sadykova1, S.G. Molchanov2

1ORCID No. 0000-0000-0000-0000

Post-graduate student of “Psychology and pedagogy of pre-school children development” department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, music director (MBPEI “DS” Neposedy”) of the Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution “Detskiy sad “Neposedy”, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russia.

E-mail : taslima.s@bk.ru

2ORCID No. 0000-0000-0000-0000

Professor, Doctor of Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail : molchanovsg@cspu.ru

PHENOMENON OF “PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A TOOL OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY MANAGEMENT” IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Abstract

Introduction. The article considers the problem of professional competence, describes the essence and structure of a preschool teacher professional competence.

Materials and methods. The main research methods involve the analysis of regulatory documents and scientific literature on the problem of the formation of a preschool teacher professional competence.

Results. The content of “Professional competence of a teacher” concept has been studied, various viewpoints on understanding the quality of preschool education and preschool education quality management have been presented, the structure of a preschool teacher professional competence as a combination of educational and social expertise has been determined.

Discussion. It is emphasized that professional competence of a teacher as a combination of educational and social expertise is a tool of preschool education quality management.

Conclusion. It is concluded that validation of the content of “professional competence of a teacher as a tool of preschool education quality management” phenomenon will allow one to develop criteria, indicators and methods for assessing professional competence, as well as find effective forms, methods and means of forming professional competence of preschool education teachers.

Keywords : quality, quality of education, management, preschool education quality management, competence, expertise, professional competence of a teacher, educational and social expertise of a teacher.

Highlights :

The essence of "professional competence" concept in scientific research was determined;

The requirements of modern regulatory documents to the level of professional competence of the teacher were reviewed;

The structural components of the teacher’s professional competence – educational and social expertise – were identified.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [On education in the Russian Federation : Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL] Available at : https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (Accessed : 03.10.2020). (In Russian)

2. Shishov S. E., Kalney V. A., Girba E. Y. (2018) Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v shkole [Monitoring the quality of the educational process at school]. Monograph. 205. (In Russian)

3. Polonsky V. M. (2004) Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary on education and pedagogy]. 512. (In Russian)

4. Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizuyushchih obshchie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 dekabrya 2014 g. № 1547 [On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of the educational activities of organizations engaged in educational activities : Order No. 1547 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 5, 2014] Available at : https://base.garant.ru/ 70859410 / (Accessed : 03.10.2020). (In Russian)

5. Asaeva I. N. (2009) [Development of professional competencies of teachers of preschool institutions of various kinds in the process of continuing education] : abstract of thesis.. candidate of pedagogical sciences : 13.00.07 / I.N. Asaev; Level state ped un-t Yekaterinburg, 2009.23 s. (In Russian)

6. Svatalova T. A. (2009) Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of professional competence of teachers of preschool education in the system of continuing education] Candidate of education dissertation abstract : 13.00.07 / T. A. Svatalova; Chelyab. state ped un-t Chelyabinsk, 26. (In Russian)

7. Molchanov S. G., Sadykova T. N. (2018) Osnovaniya dlya postroeniya teorii professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti [The grounds for constructing the theory of professional and pedagogical competence] Socium i vlast'. Nomer 1 (69). 113-126. (In Russian)

Публикации по теме:

От компетентного педагога к новому качеству образованияОт компетентного педагога к новому качеству образования Уважаемые коллеги, совсем недавно, я приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования через.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация «Синестезия — это феномен или способность?»Консультация «Синестезия — это феномен или способность?» Можно ли развивать у себя синестетические способности? Сегодня предлагаю поговорить о синестезии. Что это такое и нужна ли она нам для.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Спасибо МAAM за мою победу в районном конкурсе «Лучший блог педагога дошкольного образования»! Вот и год незаметно пролетел, с того момента, как я зарегистрировалась и открыла свой профиль на образовательном портале МААМ. ru. Могу себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Феномен «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
Опубликовано: 28 мая 2020 в 12:01
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Феномен «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Таcлима Садыкова (УИ 178122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД