Антонина Романова
Проект «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
комбинированная группа детей 6-7 лет
«Медведюшка – батюшка»
Выполнили: Романова А. Э.
Прусова А. А.
2019г.
Художественно-эстетический проект
«Филимоновская роспись»
Тип проекта : познавательный.
Длительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, учитель-логопед.
Актуальность:
Публикация «Проект „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.
Знакомство детей с филимоновской игрушкой в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки при работе с красками, а также карандашами, фломастерами и восковыми мелками; подбирать палитру цветов, соответствующие филимоновскому орнаменту.
Цель проекта : знакомство детей с Филимоновской игрушкой, историей и традициями изготовления.
Задачи проекта :
1. Приобщать детей к русскому народному прикладному искусству в условиях дошкольной практической творческой деятельности.
2. Оформление образца элементами декоративного орнамента.
3. Обратить внимание детей на разнообразие узора, изображение «дерева жизни», цветов.
4. Воспитывать интерес и художественно-эстетическое отношение к народному прикладному искусству.
5. Совершенствовать навыки рисования, использовать различные материалы.
Предварительная работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – Филимоновской игрушкой, беседа об истории возникновении промысла.
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, знакомство с особенностями выполнения письма и изготовления изделий.
Ожидаемые результаты
1. Развитие детского интереса к одному из видов прикладного искусства.
2. Развитие инициативы и любознательности, со стороны детей, в получении новых знаний и умений.
Обобщение воспитателя:
Знакомство с историей и традициями Филимоновской игрушки воспитывает эстетическое отношение к предметам культуры и искусства.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование + работа с ножницами
Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок, барашек, свинка)
Цели:
1. Познакомить и закрепить знания детей о филимоновской игрушке.
2. Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Закрепить умение обводить по трафарету, прорисовывать декоративные элементы и узоры.
4. Закрепить навыки работы с ножницами, вырезать по контуру.
Лепка
Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок)
Цели:
1. Закрепить умение разминать пластилин, раскатывать, придавать форму заготовки, разглаживать неровности.
2. Закрепить умение отделять от большого куска небольшие кусочки, раскатывать колбаски, выполнять орнамент.
ОО «Речевое развитие»
Тема: «Филимоновская игрушка»
Цели:
1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
2. Закрепить умение составлять описательные предложения и пересказ по дидактическим картинкам.
3. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
4. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.
5. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
6. Совершенствовать умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Стихи про Филимоновскую игрушку.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины
И красавицы – маков цвет.
Есть среди них фигурка,
Так непонятная для меня,
Молчаливая, непростая,
И глаза ее – сноп огня.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
Красно-черный, синий.
В руки взяв, смотри и играй.
Но она строга, как богиня,
Властелинша полей и нив,
Может быть, в ее взоре синем
Отражается древний миф?
Свистульки - петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя – петушок
Рано – рано поутру
Нам споет – ку-ка-ре-ку!
Филимоновский козлик
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же :
Наш козлик из Филимоново
Раскрашен ярко, здорово.
Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Глину солнце подарило,
Тайну глины ей раскрыло.
Вот и козлик наш готов,
Посмотри – ка, он каков!
На ногах зеленые копытца,
Ему на месте не стоится,
Рожки красные торчат,
Глазки удивленные глядят.
Мастерица краски набрала
И везде полоски навела.
Сверху вниз и поперек,
Между ними уголок.
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится» Сидорова Галина
Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты.
Петушки, и, поросята.
Медвежата и козлята.
Мастерицы постарались.
За кисти, краски взялись.
Вот зелено-красные полоски,
Солнце, елки и горошки.
В сказку мы с тобой попали,
Такое чудо, где видали?
Ярмарка, для вас ребята.
Слышен свист далековато.
Сидорова Галина
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор. (В. Василенко)
Загадки
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Ходит князь по двору,
Придирается ко всему.
Двойная бородка,
Царская походка,
Набок колпачок,
Рябенький сюртучок.
Раньше всех он встаёт,
Громко песенки поёт. (Петушок)
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка)
Физминутка.
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть. (Приседания.)
Рядом со столом идем, (Ходьба на месте.)
И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)
Литература:
1. Стихи: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/08/30/podborka-stikhov-o-narodnykh-promyslakh
2. https://www.stihi.ru/2008/11/02/2144
3. https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/zagadki-o-narodnyh-promyslah.html
4. https://www.metodkabinet.eu/arxiv/np_stixi.pdf