Папки-передвижки

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка

Эльвира Чуксина
Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по окружающему миру

Подготовила:Чуксина Э. Г.

Тема: Филимоновская игрушка

Цель

Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру, Филимоновская игрушка» размещена в разделах

Учить раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Словарная работа:народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, филимоновская игрушка, элементы росписи.

Методы и приемы:игровой, наглядный, использование художественной литературы, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ ребенком, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из соленого теста; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Лепка декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики «Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка»

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель:Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В. Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают игрушки-свистульки, сделанные из соленого теста.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы – бабоньки,

Игрушки-соловьи!

Итог.

Воспитатель:Что нового и интересного вы узнали?

Какие моменты вам больше понравились и почему?

Кто такие народные умельцы?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект занятия по окружающему миру «Я имею права» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 80 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Конспект занятия по окружающему.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние животные» Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Домашние животные». Программные задачи: 1. Конкретизировать представления о домашних животных:.

Конспект занятия по окружающему миру Конспект занятия по окружающему миру Программное содержание: Обучающие: Закреплять знания детей о транспорте, временах года, перелетных.

Конспект занятия по окружающему миру «Берегите природу» Цель: Формирование ответственного отношения к природе. Задачи: • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (лес,.

Конспект занятия по окружающему миру «Перелетные птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» города Чебоксары КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ:.

Конспект занятия по окружающему миру «Радуга-дуга» Занятие по ознакомлению с окружающим «Радуга – Дуга» Программное содержание: Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть.

Конспект занятия по окружающему социальному миру «Мебель» Тема: Мебель. Цели: 1. Расширение представлений о мебели и ее назначении. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать,.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Конспект занятия по окружающему миру «Поможем Лесовичку» Открытое занятие по окружающему миру в подготовительной группе «Поможем Лесовичку» Составитель: воспитатель первой квалификационной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка
Опубликовано: 15 марта 2019 в 22:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Чуксина (УИ 1296558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД