Марина Макарова
Финансовая грамотность с использованием ИКТ в ДОУ «Ох и Ах в стране финансов» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
по финансовой грамотности в ДОУ с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста
тема: «Ох и Ах в стране финансов»
[/b]
Разработала: воспитатель МБДОУ №145, г. Кемерово
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обобщение знаний о потребностях.
Задачи:
Публикация «Финансовая грамотность с использованием ИКТ в ДОУ „Ох и Ах в стране финансов“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формировать начальные основы финансовой грамотности;
Закрепить термины названия основных потребностей человека, что именно к ним относится;
Выяснить от чего зависят потребности человека;
Учить решать проблемные ситуации, анализировать, аргументировать свои ответы;
Подвести к пониманию что доход человека и его потребности зависят друг от друга;
Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры необходимые для ориентации в сфере экономики.
Предварительная работа: используя телевизор просмотреть видео фильма «Как делают деньги», после фильма провести беседу – обобщение; Беседа на тему «Доходы и расходы», «Семейный бюджет», дидактические интерактивные игры «Что купить?», «Какой дом лучше?», «Как накопить?», составленные воспитателем; рассматривание коллекции денег.
Атрибуты: куклы Ох и Ах; телевизор, ноутбук; мультфильм «Потребности и удовольствия», Три дома на экране телевизора с ценниками Большой новый, старый развалившийся, маленький аккуратный; дидактическая игра «Хочу и надо».
Раздаточный материал на каждого ребенка: купюры и монеты, бутафорские продукты и ценники или карточки с продуктами и ценниками, пакеты или корзины для продуктов, блокноты.
Ход организованной образовательной деятельности.
Вводная часть
Дети просматривают отрывок из мультфильма Ах и Ох Только начало, чтобы познакомиться с характером героев и узнать их). После просмотра отрывка из мультфильма входить Ох (это кукла или плоскостное изображение Оха). Он Охает и жалуется, что ничего у него не получается. Озвучивает воспитатель.
Ох: Охо хох, ничего то у меня не получается… пошёл в магазин, столько всего понабрал, что не хватило денег расплатиться. Пришлось все покупки оставить в магазине. Решил купить себе самокат, пришёл в магазин, а там акция покупаешь два самоката, третий в подарок. Решил беру. Купил, теперь у меня три самоката, а кушать нечего. Охо-хо-хо-хо-хо-хох…. Что делать ума не прилажу…
Заходит Ах, весёлый…
Ах: Привет, ребята! Привет, Ох! А что это ты такой грустных? Тебя дети обидели?
Ох: нет… Просто у меня ничего не получается. Денег ни на что не хватает…
Ах: А давай попросим ребят помочь тебе и разобраться в твоих доходах и расходах…
Основная часть
Ах: Ребята, скажите для чего нужны людям деньги?
Ответы детей…. обобщение ответов, вывод. Если дети сами не смогут сформулировать вывод, воспитатель через персонажа Аха помогает им.
Ах: А какие бывают деньги?
Дети: бумажные купюры и железные монеты.
Ах: А чем они похожи и в чём их различие?
Дети: Бумажные купюры сделаны из бумаги, они могут порваться, могут намокнуть в воде, только краска с них не смывается, потому что для изготовления денег используют специальную стойкую краску и специальную плотную бумагу.
Железные монеты не рвутся и не намокают.
Ещё они различаются цветом, размером и стоимостью.
И бумажные купюры, и железные монеты - это деньги, которыми можно расплатиться за продукты, за вещи, за технику….
Ах: Значит деньги нужны для удовлетворения наших потребностей?
Дети: Да
Ох: А что такое потребности?
Ответы детей…., затем дети просматривают познавательный мультфильм «Потребности и удовольствия». После мультфильма с героями обсуждают данную тему.
Ах: Значение слова потребности, происходит от слова требуется. Потребности – это то, без чего человек не может прожить и всё то, что он хочет иметь. Вот тебе Ох, нужен был один самокат или три?
Ох: Один.
Ах: А зачем же ты тогда купил три самоката?
Ох вздыхает
Ах раздает каждому ребенку набор карточек и Оху тоже.
Ах: перед вами карточки, вы должны выбрать жизненно важные потребности человека и отложить их (вода, одежда, еда, жильё и т. д., зависит от набора карточек)
Ах у отдельных детей спрашивает, почему они выбрали именно эти жизненно важные потребности, в завершении он спрашивает Оха, который уже правильно отобрал карточки.
Ах обобщает: правильно человеку необходимо жильё, чтобы укрыться от непогоды, от посторонних людей, чтобы было где спать,. Дом – это семейный очаг, где можно собраться всей семьёй.
Ох: мне тоже нужен дом, только какой мне выбрать не знаю.
(На экране телевизора изображение трёх домов: очень большой, очень старый, крыша протекает, холодно и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 купюры, второй по цене 1 купюра, третий по цене 2 купюры) Детям и Оху предлагается выбрать себе дом, из расчета, что у каждого есть три купюры.
Ответы детей, что они выбрали и почему.
Ох отвечает: Я понял! Деньги надо экономить, поэтому я возьму себе дом за одну купюру.
Далее ответы детей предположительные:
1. Я куплю себе дом за три купюры, потому что он новый и большой.
2. Я куплю себе дом за две купюры. Зачем мне большой дом, мне одному хватить маленького дома, а на оставшиеся деньги я куплю магазин и буду продавать там продукты, заработаю деньги, продам маленький дом и куплю большой. У меня ещё будут деньги с магазина.
Ах: Ребята! А, Ох правильно сделал, выбрав старый дом?
Ответы детей: Нет! Он сэкономил и купил старый дом, крыша у его дома протекает, холодно. Ему придется две купюры, которые остались потратить на ремонт.
Ох вздыхает.
Ах: в следующий раз думай прежде чем, что - то покупать. Где стоит экономить, а где нет. Ребята, давайте поможем Оху отремонтировать дом.
Физ. минутка.
Новый, новый, новый дом,
Будут, будут окна в нём (изображаем окно)
Двери тоже, посмотри, (изображаем двери - прямые руки перед собой открываем и закрываем)
В нём присутствуют внутри!
В дверь ведет крылечко, (марш на месте)
Для тепла есть печка
И фундамент крепкий – крепкий (наклоны вперед)
Что ещё нам нужно, детки? (движение плечами вверх-вниз)
Конуру для Бима (Руки над головой изображаем крышу)
И трубу для дыма. (Руки вверх прямые)
Вверх по лесенке бежим (бег на месте)
И считаем этажи
1,2,3! 1,2,3 (присели, встали, потянулись)
Полюбуйся и замри! (Разводим руки и замираем)
Ах: мы купили дом. А что нам ещё нужно для жизни?
Ох: Еда! Очень хочется кушать, я с утра ничего не ел…
Ах: хорошо. Вот вам каждому по 10 купюр. Давайте пройдём в наш магазин и каждый из вас выберет себе продукты.
(Каждому ребенку и Оху выдать по 10 купюр. В заранее организованном магазине расставлены товары и ценники на них. Дети и Ох должны выбрать себе продуктовый набор необходимый для питания)
В завершение анализируем и обобщаем. Дети сами рассуждают, почему они выбрали именно этот набор продуктов.
В итоге необходимо подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность, их надо брать в меру. Кроме того, от них могут заболеть зубы, придётся тратить деньги на стоматолога.
Ах: Ребята, вы молодцы! Хорошо справляетесь с заданиями.
Ах: Скажите, а откуда взять деньги, чтобы сходить в магазин, купить дом, одежду, еду…
Дети: Их нужно заработать на работе.
Ах: А, как называются заработанные деньги?
Дети: Доход
Ох: А из чего состоит доход семьи?
Дети: из зарплаты папы, мамы.
Ох: А, что такое расход?
Дети: Расход – это деньги, потраченные на покупку еды, вещей, услуг…
Ах: А, теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы просите у родителей что то купить вам, они не покупают?
Ответы детей…
Ах: Да! Всё верно! В каждой семье есть свой бюджет, если каждый день что - то покупать, то не хватить денег на самое необходимое. Поэтому, необходимо уметь подсчитывать свои доходы и расходы. Давайте поможем своей семье распределить свой семейный бюджет и поиграем в игру «Хочу и надо»
Игра «Хочу и надо»
Цель: умение правильно распределить семейный бюджет.
Атрибуты: Карточки с картинками с указанием цены: Квартплата 2 монеты (нарисовано кран с водой, лампочка, мусорное ведро, батарея…., еда 2 монеты (карточка с изображением основных продуктов питания крупы, овощи, фрукты, хлеб, молоко, одежда 1 монета (карточки с изображением сезонной одежды, Проезд 1 монета (карточки с изображением автобуса, бензина, легкового автомобиля, услуги 1 монета (карточки с изображением услуг детский сад, школа, дополнительные кружки, парикмахерская, химчистка и т. д…., сладости 1 монета (карточки с изображением сладостей, техника 2 монеты (карточки с изображением техники….) можно придумать и другие карточки с ценниками. Монеты на каждого ребенка.
Ход игры: воспитатель раздает определенное количество монет каждому ребенку – это семейный бюджет. Ребенок на эти монеты должен выбрать, на что можно потратить семейный бюджет. Затем, объяснить свой выбор. Если ребёнок затрудняется воспитатель помогает. В результате нужно привести ребёнка к пониманию на что нужно тратить деньги в первую очередь, на что можно потратить оставшиеся деньги, или их можно отложить и накопить на более дорогую и необходимую вещь.
Заключительная часть
(После завершения игры Ах обращается к детям и к Оху)
Ах: Ну что ребята вы поняли, что такое потребности и как распределять семейный бюджет?
Ответы детей
Ах: А, ты Ох, что понял?
Ох: Я понял, что мои доходы не должны превышать моих расходов… А ещё я понял, что где то можно сэкономить деньги, а где то не стоит экономить, а лучше накопить и купить хорошую вещь!
Ах: Молодцы! Хорошо усвоили!
А я хочу вам подарить вот такие блокнотики для игры в магазин. Где вы будете записывать свои доходы и расходы.
Ах и Ох прощаются с детьми и уходят.
Блокноты дети используют при сюжетно ролевой игре в магазин, записывают сколько у них денег есть в бюджете, на что можно потратить эти деньги в первую очередь, как накопить и т. д.
Самоанализ образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность детей по финансовой грамотности «Ох и Ах в стране финансов» была проведена в подготовительной группе МБДОУ № 37 «Родничок», г. Кемерово. На занятии присутствовало 18 детей.
Цель образовательной деятельности: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обобщение знаний о потребностях.
Задачи:
Формировать начальные основы финансовой грамотности;
Закрепить термины названия основных потребностей человека, что именно к ним относится;
Выяснить от чего зависят потребности человека;
Учить решать проблемные ситуации, анализировать, аргументировать свои ответы;
Подвести к пониманию что доход человека и его потребности зависят друг от друга;
Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры необходимые для ориентации в сфере экономики.
Ожидаемый результат: дети ориентируются в основных терминах (потребности, финансы, деньги, купюры, доходы, расходы, бюджет) финансовой грамотности на уровне ДОУ. Умеют анализировать ситуацию, делать правильный финансовый выбор, учитывая бюджет, на начальном этапе формирования финансовой грамотности. Знают зависимость расходов от доходов на начальном уровне формирования финансовой грамотности дошкольников. Имеют начальные представления в решении проблемных ситуаций «Хочу и надо», «Распределять деньги на необходимые потребности».
Структура занятия состоит из вводной части. В которой мы замотивировали детей с помощью мультяшных героев Оха и Аха, создали проблемную ситуацию. Основной части, где совместно с детьми решали проблемные ситуации, поставленные нашими героями. Заключительной части, где подвели итоги, сделали выводы, организовали сюрпризный момент для того, чтобы замотивировать детей к дальнейшему обучению финансовой грамотности на дошкольном уровне.
Для успешного проведения образовательной деятельности мы использовали телевизор, ноутбук для наглядного представления героев, просмотра познавательного мультфильма, красочной презентации домов, для создания проблемной ситуации. Также в занятии были использованы: дидактическая игра «Хочу и надо» заранее сделанная воспитателями, цель которой: умение правильно распределить семейный бюджет. Раздаточный материал: купюры и монеты, бутафорские продукты и ценники или карточки с продуктами и ценниками, пакеты или корзины для продуктов, блокноты. Для индивидуальной проработки детьми финансовых ситуаций.
Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности:
Наглядный метод: использование телевизора, ноутбука, просмотр познавательного мультфильма, презентация домов, картинки по теме, так как дети дошкольного возраста имеют недостаточный опыт, чтобы представить различные финансовые ситуации мы использовали наглядные приемы и методы, это дало возможность более полно раскрыть тему финансовой грамотности для детей.
Словесный метод: беседа с героями, рассказ, диалог. Что дало возможность детям быть непосредственными участниками образовательной деятельности. Разговаривая с героями, помогая им, развивали не только речь, но и логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Проблемные ситуации дали детям толчок к анализу, систематизации знаний, развитию воображения, логического мышления, воспитали основы финансовой грамотности. В проблемных ситуациях дети чувствовали себя уверенно, им было интересно самим разрешать возникшие ситуации, анализировать, делать выводы.
Игровые методы и приемы, в частности мотивация с помощью мультяшных героев позволила быстро организовать и заинтересовать детей, дидактические игры и игровые ситуации, помогли детям на протяжении всего занятия не потерять интерес, быть активными участниками происходящего, с помощью игровых методов и приёмов дети смогли разобраться с терминологией финансовых понятий.
Этапы образовательной деятельности были логично выстроены, плавно переходили из одного в другой, что было особо интересно детям. Темп занятия у детей не снижался за счет интересных заданий и вовремя проведенной физминутки. Уровень инициативности детей на занятии был на высоком уровне. Даже медлительные дети активно участвовали в занятии, помогая героям. Этому способствовали игровые и проблемные ситуации и герои занятия. Дети любят помогать кому либо, они хотят себя чувствовать нужными, знающими. А занятие было выстроено именно по этому принципу, надо было постоянно помогать героям.
Сами герои были эмоциональны, в соответствии с своей ролью, что придавало занятию особую познавательную атмосферу, способствовало активизации детей, увлекательной игровой обстановке и выполнению проблемных ситуаций.
Недостатки состояли в том, что теме финансовой грамотности в семье и детском саду уделяется не достаточно внимания, поэтому детям не все слова и выражения понятны. Для более глубокого понимания темы, необходимо вовлекать родителей, проводить консультации, беседы, показывать презентации, как доступно объяснить детям эту сложную тему. А также уделять больше внимания финансовой грамотности в детском саду.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что организованная деятельность по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы прошла в непринужденной игровой обстановке, все дети были активны, получили новые знания, которые тут же применили в проблемных ситуациях. Таким образом научились решать эти ситуации, анализировать свои действия и действия героев занятия. Через мультяшных персонажей, интересные задания и применение технических средств (ноутбука, телевизора) мы решили выдвинутые задачи, а значит достигли поставленной цели.