оюмаа артына
Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей. Организация комплексной системы физического воспитания детей, имеющих такие нарушения, создает условия. Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.
Публикация «Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В связи с низкими двигательными потенциальными возможностями детей используются доступные им виды заданий. Содержание подвижных игр и элементов спортивных упражнений предусматривает решение задач коррекции двигательного развития детей, противопоказаниями к тем или иным видам движений.
Коррекционные задачи:
Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;
Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;
Преодоление недостатков, возникающих в фоне двигательной патологии при овладении движениями при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность при передвижении, скованность движений;
Активизация и упражнения двигательного аппарата в процессе физического воспитания во взаимосвязи с реабилитационной работой медицинского персонала.
Для каждой группы определяется следующие формы ДЦП.
Гиперкинетическая форма.
Основная цель специальных упражнений по воспитанию движений при гиперкинетической форме церебрального паралича – нормализация поз и движений для улучшения мышечной координации и овладения навыками самообслуживания.
Важное место при работе с этим детьми отводится положению тела для выполнения тех или иных упражнений. При выборе этих положений стремятся к расслаблению напряженных мышц, уменьшению непроизвольных движений и устранению неправильных поз.
Спастическая диплегия
Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных неврозов в центральных отделах. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях. При этой форме имеют благоприятный прогноз и положительную динамику в физическом развитии.
Атонически – астатическая форма.
Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса. Ребенок не может контролировать движение головы, конечностей, туловища. Имеются также нарушения координации движений и равновесия.
Двусторонняя гемиплегия.
Одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как правило, в одинаковой степени в руках и ногах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже – наоборот.
К 3-4 году жизни у детей замедленная двигательная реакция, сила мышц-сгибателей выше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. С учетом этих особенностей необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц – разгибателей.
Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются не достаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью, движений рук и ног. Движения не совершенные, неточные, а сознательное управление движениями еще ограниченно. Физиологические изгибы позвоночника с 3-5 лет неустойчивые, маловыраженные, как и своды стопы. Недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног – все это может приводить к частым падениям ребенка.
С 4-5 лет жизни расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте дети могут последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения, подчиняться заданному темпу. Поэтому маленьким детям трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания и объяснения в процессе выполнения физических упражнений.
К 5-7 году жизни у ребенка в основном состоит из хрящевой ткани, что создает условия для роста, изменения формы, строения костной системы. Гибкость и эластичность детской кости, слабость скелетной мускулатуры могут привести к деформации позвоночника, ног, свода стопы, вызвать нарушение осанки, способность травмам.
К 5 годам увеличивается объем мышечных волокон, повышается мышечная сила. Но глубокие мышцы спины, мышцы живота остаются слабыми, поэтому в этом возрасте часто отмечаются функциональные отклонения осанки. Такая особенность отмечается и в 6-7 лет.
Сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, поэтому необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц-разгибателей.
Мелкие мышцы кисти продолжают медленно развиваться, и только к 6-7 годам движения кисти и пальцев становятся более точными и сложными.
До 7 лет не закончено окостенение опорных костей носовой перегородки, что необходимо учитывать при организации подвижных игр, упражнений предупреждая травмы, ушибы области носа, уха и лица.
Позитивные изменения: повышение работоспособности; увеличение глубины дыхания за счет развития дыхательной мускулатуры под влияниям физических упражнений; некоторое повышение выносливости мышечной системы.
Характерные недостатки движений: слабое развитие мышц кисти; слабое развитие связочно-мышечного аппарата стопы; низкая выносливость мышечной системы по отношению к силовым нагрузкам (требуется частая смена движений, поз при стоянии и сидении); несовершенная координация движений.
Сформированность основных движений, определенных программными требованиями коррекционной работы по физическому воспитанию детей с нарушением ОДА, оценивается согласно возрастным нормам и в соответствии со следующими условными стандартными:
• Дети с высоким уровнем двигательных возможностей (ВУ)
• Дети со средним уровнем двигательных возможностей (СУ)
• Дети с низким уровнем двигательных возможностей (НУ)
Дети с высоким уровням двигательных возможностей в конце обучения могут освоить все основные виды рекомендованных движений.
Ходьба:
4 года – обычная, в разных направлениях, с остановкой, обходя предметы, высоко поднимая ноги, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед;
5 лет – на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, приставными шагами назад, вправо, влево, с разными положениями рук, с открытыми и закрытыми глазами (на месте и в движении);
6-7 лет – Перекатом с пятки на носок, приставными шагами на носках и пятках вперед, в стороны, гимнастическим шагом, приставным шагом с полуприседанием, в полуприседе.
Бег:
4 года - с изменением темпа, с остановкой, сменой направления.
5 лет - на носках с высоким подниманием колена, широким шагом, обегая предметы, с выполнением заданий;
6-7 лет – с преодолением небольших препятствий, с поворотом, боковым галопом, подскоками, поднимая вперед прямые ноги.
Равновесие:
4 года – ходьба и бег по извилистой дорожке, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамейке.
5 лет – ходьба по гимнастической скамейке с поворотом, прямо, боком приставными шагом, с перешагиванием набивных мячей, по наклонной доске с разными положениями рук, бег с остановкой по сигналу, Упражнение на статическое равновесие, кружение на месте.
6-7 лет – ходьба по гимнастической скамейке с мешочками на голове, на носках, приставным шагом в полуприседом, на четвереньках с мешочком на спине, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, приставляя пятку одной ногой к носку другой, по полусферам, вращение на диске «Здоровье» по кругу в приседе, упражнение «Ласточка».
Ползание, лазанье:
4 года – ползание по наклонной доске вверх на четвереньках, подлезание под предметы боком, переползание через скамейку, бревно, влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее;
5 лет – Ползание по скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени, на предплечья и колени, пролезание в обруч боком, ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками, подлезание под скамейку, лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет, вверх-приставным шагом с попыткой применить переменный шаг.
6-7 лет – лазанье по гимнастической стенке переходом с пролета на пролет приставным шагом влево и вправо, ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
Бросание, ловля, метание:
4 года – бросание и ловля мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча, мешочка двумя руками в горизонтальную цель, бросание мяча о пол и ловля его двумя руками;
5 лет – метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола двумя (одной) руками, бросание мяча о стену и ловля его, прокатывание обруча (одной) руками по прямой, между предметами;
6-7 лет –отбивание мяча от пола одной рукой на месте и с продвижением, перебрасыванием мяча друг другу и умение ловить его стоя, разными способами, прокатывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, разным способом. Прокатывание набивного мяча между предметами и прямом направлении до цели, метание мяча, мешочка в горизонтальную цель.
Прыжки:
4 года – прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с ноги на ногу, перепрыгивание через предметы, спрыгивание со скамейки, прыжки на батуте, в длину с места, прямой галоп;
5 лет – прыжки «ноги вместе – ноги врозь», подскоки вверх на месте, с поворотом вокруг себя, подскоки «ноги вперед-назад», (попеременно, прыжки через скакалку, прыжки с места в длину, высоту;
6-7 лет – прыжки на одной ноге на месте и с продвижением, боковой галоп, прыжки через длинную качающуюся скакалку на двух ногах.
В конце обучения дети со средним уровнем двигательных возможностей могут:
• Включаться в выполнение отдельных движений;
• Выполнять индивидуально задание с помощью взрослого;
• Выполнять некоторые сложные задания с опорой.
Дети с низким уровнем двигательных возможностей могут:
• Выполнять все задание в соответствии со своим «индивидуальным маршрутом»;
• Включаться в выполнение определенных основных видов движений с учетом показаний и противопоказаний. Противопоказаний к подвижной игре нет.