Папки-передвижки

Физкультигра по кубановедению для детей старшей группы «Кубанские народные игры»

Ольга Мастьянова
Физкультигра по кубановедению для детей старшей группы «Кубанские народные игры»

В изучении культуры родного края важным аспектом является развить в ребенке интерес к истории и культуре. в этом может помочь такой инснтрумент, как игра. Я предлагаю детям сыграть в те же игры, в которые играли в старину кубанские дети. Примеры этих игр:

Игры с мячом

«Зевака»

- дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают бросать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мячик бросают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, идет в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.

Публикация «Физкультигра по кубановедению для детей старшей группы „Кубанские народные игры“» размещена в разделах

«Старые лапти»

- на одной стороне площадки проводят линию - это будет город, где находятся все играющие. Всё, что за городом- игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается догнать мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Догнанный становиться водящим.

«Летучий мяч»

- участвующие встают в круг, водящий находится в середине круга. По команде дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг. А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.

«Большой мяч»

- играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустить мяч между ног, становиться водящим. Но он становится за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч.

Игры с прыжками

«Петушиный бой»

- дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.

«Здравствуй, сосед!»

- играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки-начинают игру: ведущие, встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: кому обращаются, «Здравствуй, сосед!» Тот кто отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.

«Попрыгунчики»

- на полу или земле чертят круг. Один из играющих встаёт в середину круга- он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают черту круга и, если не грозит быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на 2 ногах продвигаясь к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становиться пятнашкой.

«Волк во рву»

- участники выбирают волка и хозяина, остальные овцы. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси. На середине площадки находится ров, где сидит волк. По сигналу хозяина «овцы в поле, волк во рву»- играющие должны перепрыгнуть через ров и пойти в поле травку щипать. По сигналу: «Овцы, домой!», играющие возвращаются в дом, перепрыгнув через ров. Кого поймал волк, становится водящим

Игры с бегом

«Тополек»

. В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока. В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий: «ветры». «На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!». После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» Устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

«Пустое место»

- играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Курочки»

- играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные курочки. Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя». «Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «кшш, кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

«Горелки с платочком»

- все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит».

«У медведя во бору»

- медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети, идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: «У медведя во бору, грибы. Ягоды беру! А медведь не спит и на нас рычит!». Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.

«Заря»

- дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря-ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зареница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые-за водой пошла!». С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй.

«Мы весёлые ребята»

- дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, лови!» Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить игроков.

«Два Мороза»

- с одной стороны площадки располагаются дети, в середине-двое водящих (два Мороза). Они говорят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я-Мороз красный нос, Я- Мороз синий нос. Кто из вас решится В путь дороженьку пуститься», Дети отвечают: «Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз». По окончании стихотворения дети перебегают на другую сторону площадки, Морозы стараются их осалить (заморозить).

«Солнышко»

- играющие образуют круг. В центре круга -«солнышко», в руках у него четыре обруча жёлтого цвета. Дети идут по кругу. Солнышко движется в противоположном направлении, раскладывая обручи, ближе к играющим: «Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки!„ Мы колечки соберём. Золочённые возьмём». Дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг. «Покатаем, поиграем, И опять тебе вернём!» Играющие кладут обратно на пол обручи. По сигналу ведущего (удар в бубен, фортепиано и т. д.) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается возле своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее. Правила: После второго сигнала, команды собираются возле обруча и не берут его в руки.

Игры малой подвижности

«Молчанка»

- перед началом игры дети хором произносят: «Первенчики, червенчики, зазвенели бубенчики. По свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки, медок, сахарок. Молчок!» После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, шутками. Кто, рассмеялся, он отдаёт водящему фант. В концы игры фанты выкупаются детьми. Они поют, танцуют, читают стихи.

«Дятел»

- дети выбирают водящего-дятла. Дети становятся в круг, дятел встаёт посередине круга. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят: «Ходит дятел у житницы, ищет зёрнышко пшеницы». Дятел отвечает: «Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму». С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих, встаёт с ним в круг. Оставшийся без пары- водящий.

«Затейники»

- дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий, которого, выбрали стоит в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Ровным кругом, друг за другом. Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Водящий выполняет любые движения, а дети должны повторить «как в зеркале» все движения.

«Зайка серенький умывается»

- дети стоят в кругу. В центре круга «зайка». Взрослый произносит слова: «Зайка серенький умывается, видно в гости собирается. Вымыл ушки, вымыл носик, вымыл щёчки, вымыл ушки, вытерся и поскакал в гости». Дети должны выполнять все движения по показу ребёнка и в соответствии с текстом.

«Пузырь»

- дети берутся за руки и образуют маленький круг. Начинают произносить слова: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой. Оставайся такой и не лопайся!» Дети выполняют движения в соответствии с текстом (отходят назад, образуя большой круг, затем бегут в центр круга).

«Золотые ворота»

- выбираются ворота (двое детей-они образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под. воротцами: «Золотые ворота, пропускают не всегда. На первый раз прощается, второй ‘раз запрещается. А на третий раз не пропустят вас». После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.

«Тетёрка»

- одна пара образует ручеёк, остальные взявшись за руки продвигаясь вперёд напевают слова:«Кри-кри, там терка шла.

Кри-кри, за собой детей вела,

Кри-кри ‚ что за маханька,

Кри-кри, косолапенька.

Кри- кри, ворота отворяя!

Кри-кри, целоваться давай!»

Пара, которая проходит по ручейку и на слова «целоваться давай», пара целуется щёчками или обнимается. Правила: Игра спокойная и поэтому все движения плавные, под ручейком никто не бежит

Игры с лазанием. подлезанием

«Медведь и пчёлы»

- играющие делятся на две группы: медведи пчёлы. Пчёлы-большая часть детей-размещаются на скамейке (улей, медведи-в стороне. По сигналу воспитателя пчёлы улетают за мёдом, а медведи забираются в улей (скамейку) и лакомятся мёдом. Пчёлы возвращаются домой и жалят (ловят) медведей.

«Перелет птиц»

- дети находятся стороне площадки. С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка). По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, опасаясь от бури.

«Наседка и цыплята»

-роль наседки отводится воспитателю. Дети-цыплята. Они располагаются на одной стороне площадки. Перед ними находится веревка на высоте 40 см. По сигналу «Цып, цып, мои цыплятки. Выходите погулять, зеленую травку пощипать. Дети подлезают под веревку и двигаются по залу (пьют водичку, клюют зернышки и т. д). По сигналу воспитателя «Кошка»- дети возвращаются назад, подлезая под веревку.

«Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками уводит с собой того, кто, ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше Участников, тем веселее ‘игра.

«Селезень и утка»

- Выбираются «селезень» и «уточка», которые выходят за круг. В кругу все встают, взявшись за руки, лицом наружу круга. Руки подняты вверх в виде ворот. Смысл игры чтобы «селезень» попытался догнать «уточку», если, конечно «уточка» этого хочет и ворота могут опускать руки, пропустить или не пропустить внутрь «селезня». «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то. выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару.

Слова песни-игры:

Селезень утку догонял

(Селезень серу догонял,

Беги утица домой,

Беги серая домой,

У тя (тебя) семеро детей,

Один селезень, а девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В процессе игры дети быстрее понимают быт того времени, интересы детей в кубанских семьях. Более того ребята перенимают этот опыт и продолжают играть в эти игры уже со своими друзьями, продолжая традиции и культуру родного края. В воспитании патриотичности важно не только научить детей памятным событиям, познакомить их с историческими личностями, географией и творчеством. Важно также показать детям привычную для них среду - среду игр и веселья. Любая информация будет усваиваться ребенком лучше, если иногда преподносить ее в виде игры.

После такого занятия дети и дальше продолжили играть друг с другом в те игры, которые понравились им больше всего, разделившись на группы!

Публикации по теме:

«Чем играли казачата». Конспект занятия для средней группы по кубановедению«Чем играли казачата». Конспект занятия для средней группы по кубановедению "Чем играли казачата"Конспект занятия для средней группы по кубановедению Цели и задачи: Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять.

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Кубанские народные костюмыКубанские народные костюмы Являюсь патриотом своей страны России,своей малой Родины Кубани. С детства слушала народные кубанские песни в исполнении своей родни,подпевала.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки» Название проектной задачи: Конспект занятия. Занятие: Кубановедение Группа: Подготовительная Цели и педагогические задачи (педагогический.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Развлечение для детей средней группы «Народные игры и забавы»Развлечение для детей средней группы «Народные игры и забавы» Цель: поддерживать интерес к русским народным подвижным играм и забавам, стремление и желание в них играть. Задачи: способствовать осознанию.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы!У нас в Учреждении прошла "Неделя народных игр". И сегодня я покажу вам сценарий спортивного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультигра по кубановедению для детей старшей группы «Кубанские народные игры»
Опубликовано: 13 мая 2022 в 14:27
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД