Светлана Самойлик
Оздоровительная работа в образовательной деятельности инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Не секрет, что показатели здоровья детей дошкольного возраста требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?
Публикация «Оздоровительная работа в образовательной деятельности инструктора по физической культуре» размещена в разделах
Анкетирование родителей детей показывает, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств : быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод». Это особенно актуально в нынешних условиях работы в соответствии с ФГОС ДО.
Решение этой проблемы возможно в реализации образовательной деятельности по трем основным направлениям:
1. Социально-психологическое направление основано на формировании потребности к освоению ценностей физической культуры.
Так, например, для решения этой задачи необходимо рассказать воспитанникам о достижениях наших спортсменов на Олимпиаде в Сочи, для чего создать яркие, красочные альбомы для просмотра детьми, также организовывать интересные походы, в ходе которых с детьми провести беседы о красоте и силе человеческого тела, о спортивных возможностях человека; представить вниманию детей презентации и видеоролик о потребности усвоения правил здорового образа жизни; оформить консультативные папки по данной теме; и самое главное, постоянно привлекать родителей к участию в спортивных досугах и праздниках вместе со своими детьми, консультировать их, как можно правильно и интересно провести похожие мероприятия в семье.
2. Интеллектуальное направление предполагает получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме. Для этого применяется интеграция современных программ по физической культуре дошкольников, новинки методической литературы, а также проектный метод обучения. Интересными и эффективными могут стать проекты «Школа мяча», «В здоровом теле — здоровый дух!», «Здоровье детей в наших руках» и др.
3. Третьим, наиболее важным направлением является практическое развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также активное использование физического потенциала детей.
Для реализации этого направления необходима определённая система работы педагогического коллектива и медицинского персонала в направлении оздоровления воспитанников.
В начале учебного года анализируется состояние здоровья каждого ребёнка, определяется уровень физического развития и физической подготовленности, определяется группа здоровья.
Ежемесячно проводится и графически прослеживается анализ заболеваемости детей. На основании результатов анализа состояния здоровья детей, цикличности простудных заболеваний, сезонных обострений и хронических болезней, вспышек эпидемий гриппа составляется их циклограмма и разрабатывается план оздоровительных мероприятий.
Для снижения заболеваемости детей необходимо разработать систему мероприятий по закаливанию, которая включает:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой,
- широкая аэрация помещений, организация прогулок, физические упражнения,
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
Для решения задач физкультурно-оздоровительной работы разрабатывается режим двигательной активности детей, который предусматривает организованные и свободные виды физических занятий и упражнений.
Для заинтересованности детей физкультурой им предлагаются всевозможные атрибуты и оборудование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность реализовывается в разнообразных формах с использованием современных образовательных технологий :
• Утренняя гимнастика
• Традиционные физкультурные занятия
• Игровые физкультурные занятия
• Прогулки-походы
• Физминутки
• Динамические паузы на занятиях
• Гимнастика после дневного сна
• Подвижные игры на воздухе
• Дни здоровья
• Физкультурные праздники
• Развлечения
• Самостоятельная двигательная активность
Таким образом, в течение дня полностью удовлетворяется потребность детей в движении.
Для решения задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования необходимо активное развитие тесного взаимодействия с родителями.
Итогом реализации данной технологии должна быть положительная динамика состояния здоровья детей. У детей появится эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес, азарт, и улучшится эмоционально - двигательная сфера ребёнка.
Желаю успеха!