МААМ-картинки

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Оксана Цыбина
Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Современный ритм жизни и стремление к успеху требуют от человека способности быстро и эффективно реагировать в соответствии с постоянно меняющимися условиями. Именно скорость перемен в 21 веке подтолкнула специалистов при создании ФГОС ДО обратить внимание воспитателей на формирование у дошкольников таких качеств как активность, инициативность и самостоятельность. Попутно с ускоренным темпом, технологическим прогрессом и экологическими изменениями очень остро встает вопрос о здоровье и детей, и взрослых. Уже при поступлении в дошкольное учреждение некоторые дети имеют ослабленное здоровье, часто встречается неконтролируемая активность или малая подвижность детей. Но ведь именно движения в раннем возрасте являются источником полноценного физического, эмоционального и познавательного развития маленького человека. Исходя из внешних факторов и внутренней потребности детского организма, особое место в педагогическом процессе занимает развитие двигательной активности воспитанников ДОУ.

Публикация «Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах

При формировании у детей устойчивого навыка физических упражнений и потребности в движении мы опираемся на особенность дошкольников эмоционального восприятия окружающего и ведущий вид деятельности – игру. В период младшего дошкольного возраста происходит переход малыша к новым отношениям со взрослым, сверстниками и окружающим миром. Ведущим видом общения в данном возрасте становится ситуативно – деловое. Возрастает потребность в общении как со взрослым, так и со сверстником, начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом совместные игры. У ребенка сохраняется высокая потребность в движении, он не способен длительное время удерживать свое внимание. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей. Поэтому в своей работе по формированию двигательной активности и физическому развитию детей младшего дошкольного возраста я обратила внимание на фольклор и подвижную игру.

С помощью фольклора взрослый легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. А интересное содержание, яркость художественного образа привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Благодаря своей ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности фольклор позволяет включить детей в активную деятельность.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Если в раннем возрасте малыш в подвижной игре подражает действиям взрослого, то в младшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от отобразительной игры к играм с правилами. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. Игра привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей, доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослого он овладевает новыми, более сложными движениями. Изменение игровых ситуаций и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая их; пробежать между кеглями, не свалив ни одной; обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает малышу трудно выполнить какое – либо движение на глазах у всех, а в процессе игры, подражая действиям своих товарищей и увлеченный сюжетом, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная деятельность детей, так и в непосредственной образовательной деятельности. При организации подвижной игры с использованием фольклора проводилось мной в трех направлениях: народные игры, привлечение внимания воспитанников к игре с помощью потешек, прибауток, закличек, распределение ролей считалками.

В начале я подбирала народные игры, в которых от ребенка требовалось повторять движения за воспитателем в соответствии с текстом потешки («По лесной лужайке», «Ходит Ваня…», «Лошадки» и другие, что помогает отработать правильное выполнение общеразвивающих упражнений и основных видов движений, способствует развитию уверенности, координированости, самостоятельности. Постепенно игры усложнялись появлением в них определенных правил: убежать от кошки, спрятаться под зонтик, пройти тихонечко(«Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Куры в огороде» и другие»). Затем поведение ребенка должно полностью подчиняться требованиям текстового сопровождения и координировать свои действия в соответствии с правилами : убегать только после того, как будут сказаны определенные слова, двигаться в соответствии с характером потешки («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Огуречик, огуречик…», «Васька – кот» и другие).

Для привлечения внимания детей к играм я использовала заклички, потешки, прибаутки, произносимые с разной интонацией, силой голоса, напевностью. Но наибольший эффект от словесного воздействия бывает, если потешки, заклички и прибаутки исходят от главного героя игры зайчика, кота, медведя и др. Игрушки и куклы театра би-ба-бо помогают мне сочетать словесный и наглядный прием, что усиливает воспитательное воздействие и побуждает малышей к более правильному выполнению, вызывает эмоциональное желание постараться.

С усложнением игровой деятельности дошкольников появляются правила и роли, выполнение которых является обязательным условием игр. В играх появляются ведущие и водящие. Наиболее активные и уверенные дети всегда хотят выполнять эти роли, и к концу младшего возраста для предотвращения конфликтных ситуаций я использую считалки. Веселые и заводные они побуждают ребят соответствовать имеющимся в игре правилам.

Фольклор – это то лучше, что накопилось в истории предшествующих поколений и дошедшее до нас, истинное богатство, имеющее огромную ценность в становлении личности человека. Фольклор предусматривает развитие человека с момента появления и подталкивает его развитие. Яркость, динамичность, насыщенность фольклора помогают мне в работе добиваться положительных результатов в процессе развития двигательной активности моих воспитанников.

Публикации по теме:

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Обобщение опыта «Организация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ» Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 12:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД