Папки-передвижки

Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Анна Цуприкова
Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Одним из способов формирования патриотических чувств являются фольклорные праздники такие, как «Святки», «Масленица», «Пасха» и др., и их составляющие компоненты (хороводы, игры, костюмы и др.). Участвуя в обрядах, дети погружаются в мир народных верований своего народа, так решается задача преемственности поколений, воспитания любви к своему народу и к своей Родине.

Публикация «Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель работы: выявить какие фольклорные праздники и их компоненты способствуют развитию патриотических чувств старших дошкольников.

Методы работы: метод изучения, анализ и обобщения литературы, метод педагогического наблюдения.

Новые результаты: рассмотрено значение фольклорных праздников как средство воспитания патриотических чувств старших дошкольников, сформирована положительная мотивация к изучению русского фольклора.

Вывод: воспитанию патриотических чувств старших дошкольников являются важнейшие календарные праздники и их составляющие компоненты.

Статья предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: фольклорные праздники, патриотические чувства, старшие дошкольники.

Каждый народ имеет многонациональную культуру, которая входит в сознание человека, как гены родителей. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу. Это нить, связывающая нас с прошлым.

Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, обрядовая поэзия, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом общества, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать будущим поколениям культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. Таким образом, патриотическое воспитание является одной из задач дошкольного образовательного учреждения.

Итак, каково же значение фольклора в патриотическом воспитании дошкольников? В буквальном переводе с английского Folk-lore означает «народная мудрость»

Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и достояние народной педагогической мысли - школа патриотического воспитания.

Русский фольклор патриотичен, во всех сказаниях предается глубокое уважение и любовь к Родине: в русских песнях, потешках, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

Фольклор предлагает детям познакомиться с прошлым своей родины, с культурными и моральными ценностями своих предков в форме игры, достоинством которой заключается в простоте, рассказывается в ненавязчивой форме о том, что нужно делать доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку. Именно эта задача стоит перед воспитателем в работе с детьми.

При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве как фольклорные праздники, в которых сочетаются художественные и педагогические начала. Совместив инструменты воспитания, при постановке фольклорного праздника, в старшем дошкольном возрасте, важной целью является приобщение детей к процессу товарищества и народной культуре в целом, то есть игра, хоровод, музыкальное исполнение на ложках — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, сплачиваться, принимая опыт предыдущих поколений.

По утверждениям А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом, т. к. народ не только хранит исторические национальные особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического лица и самобытности.

Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные праздники, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждом народном празднике есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняется реальным смыслом.

Воспитательный процесс показывает патриотизм как стремление защищать свою Родину, интересы своей родной страны, а также как отношения дружбы и сотрудничества, уважение к общенациональным ценностям, уважение к родному языку, достижениям и ценностям предков.

Традиция использования фольклорных праздников в дошкольных учреждениях не нова, однако, обобщенного опыта недостаточно для того, чтобы педагог мог решать задачи всестороннего развития личности дошкольника и формирования его базовой культуры наследия.

К сожалению, отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры- одна из серьезных проблем нашего времени, поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему – одна из главных задач в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

При постановке народного праздника прежде всего делаю акценты на приобщение любви к народным ценностям, традициям Русского народа (русские народные одежды, музыкальные инструменты, «унося» детей в этот увлекательный и познавательный мир фольклора, который, в свою очередь, формирует необходимые навыки патриотизма маленьких граждан, который с педагогической точки зрения, является важным инструментом в становлении личности человека, чтущего традиции и опыт предыдущих поколений.

Для достижения намеченных целей я выбрала методику приобщения ребят в форме проведения фольклорных праздников, использовав материальную базу культурных ценностей Русского народа.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 18:53
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Цуприкова (УИ 2303400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД