Наталья Будённая
Фонематический слух как условие подготовки детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух,как условие подготовки детей к обучению грамоте.
Буденная Наталья Анатольевна
воспитатель МКОУ Докучаевская СОШ
структурное подразделение детский сад.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ребенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь между развитием звуковой стороны речи и подготовкой к усвоению грамоты (А. Максаков, Т. Г. Егоров и другие). Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Педагог, работающий с детьми, должен владеть информацией об особенностях развития речи ребенка, и с этой целью он проводит обследование речевого развития детей своей группы.
Публикация «Фонематический слух как условие подготовки детей к обучению грамоте» размещена в разделах
Обследование звуковой стороны речи детей представляет важное звено в общей системе изучения речевой деятельности. Эту работу должен проводить специалист (учитель-логопед). Следует обратить внимание на особенности развития речи каждого ребенка. Необходимо побеседовать с ребенком, разговорить его, предложить рассказать о чем-то для него интересном. В процессе разговора важно зафиксировать особенности речевого развития для организации своей работы по развитию детской речи в часы индивидуального общения. Если речь 5,5 - 6-летнего ребенка невнятна, в ней более шести неправильно произносимых звуков, он не может связно и последовательно оформить высказывание при ответе на вопросы, необходимо посоветовать родителям обратиться к логопеду. Желательно добиться этого от родителей и попытаться убедить их не торопиться с оформлением ребенка в школу, а заняться развитием его речи под наблюдением логопеда.
В ряде исследований подчеркнуто, что фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Таким образом, развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Фонематический слух - это способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка. Слуховое восприятие звуков речи (фонем) имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Развитый фонематический слух - предпосылка для успешной подготовки детей к обучению грамоте. В свою очередь, подготовка к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка и содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.
Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов (А. Н. Гвоздев, В. Е. Гмурман, Т. Г. Егоров, Л. Е. Журова, А. В. Запорожец, Е. Г. Карлсен, Ф. А. Сохин, Г. А. Туманова) того уровня сформированности фонематического слуха, который воспитан в раннем возрасте недостаточно для овладения действием звукового анализа и потому встает вопрос о воспитании фонематического слуха до обучения грамоте.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи. Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка. Так же нарушение фонематического слуха может возникнуть в результате искажённого произношения звуков.
Работа над формированием фонематического слуха предполагает следующую последовательность:
• На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
• Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак).
• Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. В процессе непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного словаря ребёнка.
Предлагаем ряд дидактических игр для развития
фонематического слуха у дошкольников :
«Зоопарк»
Цель: повысить уровень внимания ребенка
Оборудование: различные картинки животных
Описание игры: Дети называют животных, птиц, рыб, живущих в зоопарке. Родители каждый раз акцентируют внимание детей на термине «слово». (Аня, ты сказала слово бегемот).
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т. д.)
Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
«Возьми игрушку»
Цель: развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.
Оборудование: игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка Описание игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
«Недовольный Саша»
Цель: развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Оборудование: картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.
Описание игры: Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков -поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
«Телефон»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов ( например: са, су-су-со, па-па-са и т. д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
«Веселый поезд»
Цель: учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры: Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших;
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991г. дошкольников. – СПб., 2005г.
3. Кудрова Т. Вопрос обследования фонематических процессов у старших дошкольников //Дошкольное воспитание №1 2009.
4. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей //Дошкольное воспитание №10 2008.
1. https://nsportal.ru
2. https://ceolte.com
3. https://chadochki.ru