Лучший педагог года

Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников

Ольга Петровна Гантимурова
Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников

В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной речевой системы и указывается, что его отсутствие или недоразвитие ведет к нарушениям всей речевой системы. И хотя на практике встречаются более стертые формы недоразвития фонематического слуха, но и они оказывают большое негативное влияние на формирование сложной речевой системы.

Публикация «Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников» размещена в разделах

Поскольку весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое, уже сформировавшееся, звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего, то выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, «надстроенных» над ним, звеньев.

Фонематический слух (способность к слуховому восприятию звуков речи и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию речи) имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. В понятие «фонематический слух» включаются фонематические процессы : фонематическое восприятие (умственные действия по выделению и различению фонем, определению звукового состава слова, фонематический анализ (операции мысленного разделения на составные элементы) и синтез (операции мысленного объединения фонем, фонематические представление (формируется на базе фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза).

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменяя даже один звук в слове, мы получаем совершенно иное слово: «коза-коса», «бочка-почка». Если ребенок искажает звуки, заменяет или пропускает их – это значит, у него не сформирован фонематический слух. Хотелось бы отметить, правильное восприятие звуков речи возникает не сразу, потому что это результат постепенного развития. Формирование ориентировки детей в языковой системе. Развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач обучения грамоте. Обучение чтению и письму идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха, при его же нарушении дети допускают ошибки на письме и медленно читают.

Признаки нарушения фонематического слуха :

1. Не различает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

2. Затрудняется определить место и последовательность звуков в слове.

3. Не определяет количество звуков и слогов в слове.

4. Затрудняется подобрать слово с определенным звуком или количеством звуков, слогов.

5. Не определяет количество и последовательность слов в предложении.

В работе по формировании фонематического слуха важно учитывать, что ребенка этим процессам нужно обучать осознанно, направлять его внимание на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась.

Очень важно провести грамотно обследование фонематических процессов и начинать его уже к трем годам, что позволит в случае необходимости оказать ребенку своевременную помощь.

Установлено, что при недостаточности фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи. В процессе обследования фонематического слуха и восприятия оценивается (по рекомендации З. А. Репиной) :

-состояние фонематического слуха,

-нарушение различения звуков, близких по акустическим признакам,

-нарушения различения звуков, близких по способу месту образования,

-нарушение дифференциации слов-паронимов,

-нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу.

Очень важно вовремя выявить проблему и начать коррекционную работу. Сложилась четкая система формирования этих процессов, поэтому коррекционная работа строится по определенным этапам:

1. Узнавание неречевых звуков, оценка воспроизведения ритмов, узнавание мелодий.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звуковых комплексов и звуков по высоте, силе, тембру голос.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

Обследование восприятия неречевых звуков.

1. Узнавание неречевых звуков:

-определение звучащего предмета

-определение предмета в зависимости от громкости произнесения звуков

-определение местонахождения звучащего предмета.

2. Оценка и воспроизведение ритмов :

-оценка ритмов

-выполнение ритмов по образцу

-выполнение ритмов по речевой инструкции (по «2», по «3»).

3. Узнавание мелодий:

- узнавание знакомых мелодий

-воспроизведение мелодий (знакомых)

-отличие одной мелодии от другой.

Опознание фонемы производится строго на материале сначала текстов, затем слов (слова близкие по звуковому составу, потом картинки и слова с позиционными фонемами, еще их называют «слова – паронимы», затем слова со звуками близкими по месту образования и слова отличающиеся лишь одним звуком). Следующее опознание на материале слогов и звуков. Последующие исследования функций полного звукового анализа (определение количества звуков в слове, определение последовательности звуков в слове, определение количества слогов в слове) и звукового синтеза. Исследования функции фонематического анализа проводятся в трех аспектах:

-с опорой на слух и собственное проговаривание

-с опорой на собственное проговаривание

-самостоятельно в уме.

Исследования фонематического анализа проводятся в следующей последовательности:

-умение выделять гласные звуки (в начале, конце и середине слова)

-умение выделять согласные звуки (в начале и конце и середине слова).

Таким образом, нарушение фонематического слуха не позволяет ребенку своевременно избавиться от звуковых замен в устной речи, то есть у него возникает нарушение звукопроизношения. Один дефект неизбежно приводит к появлению другого. А нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, то есть причиной появления третьего дефекта. Все идет по цепочке. Если же эта патологическая цепочка будет прервана в самом первом звене, в возможно раннем возрасте, то все остальное речевое развитие ребенка потечет нормально и в дальнейшем уже не потребуется ни коррекции нарушений звукопроизношения, ни тем более коррекций нарушений письма.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по формированию правильного произношения звука [ч] Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч» Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно,.

Консультация «Фонематический слух. Зачем его развивать?» В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовленности в области знания букв, чтения, письма, у них различаются артикуляционные.

Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения» Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе[/b]«Воспитание у детей правильного произношения»Сроки выполнения Содержание работы.

Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Сроки выполнения Содержание работы.

Консультация для родителей «Фонематический слух» «Какой бывает слух?» Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю,.

Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи» Родительский вестникФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без.

Пальчиковые игры — основа развития речи у дошкольников 1 слайд Учёными была выявлена закономерность. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в.

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

Проблемно-игровая деятельность как основа обучения дошкольников 1-й слайд. "Проблемно-игровая деятельность,как основа обучения дошкольников. 2-й слайд. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных.

Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 06:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД