Получи документы

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни через воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Ольга Балад
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни через воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Освоение культурно-гигиенических навыков - чрезвычайно важный процесс вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков. На их основе строится развитие других функций и качеств, в том числе формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.  

Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни через воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах

Привитие культурно-гигиенических навыков совпадают формируют условия развития воли. Не секрет, что маленькому ребенку при его уровне развития мелкой моторики, любое действие дается с большим трудом. А ведь еще нужно и завершить действие, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно-гигиенические навыки следует прививать посредством игры. Именно она поможет и воспитателю, и ребенку быть вовлеченным в деятельность и стимулирует желание прикладывать волевые и физические усилия, совершать необходимые действия по своей инициативе и контролировать их ход. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – это и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочки сравнивают, насколько они изменились, когда завязали бантики, что неудобно если пятка колготок или носков находятся не на месте. Одним из условий успешного привития культурно-гигиенических навыков является оценка взрослого, который при совершении бытовых процессов аккуратно обращает внимание детей на изменения в их внешнем виде. Посмотрев на себя в зеркало, малыш оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок шаг за шагом начинает следить за своим внешним видом.

С формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Ещё одним условием успешного формирования культурно-гигиенических навыков является рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть неизменными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает : как завертывать рукава, как намылить руки, как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. По мере совершенствования навыков и формирования привычек воспитатель постепенно предоставляет детям все больше самостоятельности, переходя от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно это характерно для старших дошкольников) : ребёнок может самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.

 Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач:

формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей, на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

 Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

 Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:

Расти коса до пояса не вырони ни волоса…

Водичка, водичка умой мое личико…

Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.

Что поставят, то и кушай.

Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

     Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Также необходимо использовать игровые приемы (дидактические игры и игровые ситуации, поскольку игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей дети учатся мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Одним из ведущих приемов, который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

 Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора : потешки, пословицы и поговорки:

 Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.                                          

Дочка, маму слушайся.   

   * * *

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* * *

Права ножка, лева ножка

Поднимайся понемножку

Одному мигну, другому кивну,

А третий сам догадается.

* *  *

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА:

- всегда мыть руки с мылом, причесываться

-  кушать мытые овощи и фрукты;

- когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;

- мыть игрушки после прогулки;

- вытирать ноги, переобуваться;

- делать зарядку;

- не есть на улице;

- мыть посуду после еды;

- мыть руки после игры с животными.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Здоровый образ жизни тесно связан с формированием культурно-гигиенических навыков, поскольку в процессе ребенок получает знания о необходимых условиях нормального функционирования собственного организма.

Формирование культурно-гигиенических навыков - очень сложный процесс, требующий большой мыслительной деятельности, систеиности и последовательности. Поэтому необходимо придерживаться единых требований не только в детском саду, но и дома. В работе с родителями главная задача - научить их охранять здоровье детей через формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, как основе здорового образа жизни. С этой целью проводится цикл коллективных и индивидуальных бесед и консультаций.

 

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (3 часть) КАРТОЧКА 17. - "Я сам!". Цель: продолжать учить детей есть аккуратно, брать пищу только ложкой, есть и пить не проливая. - "Чистый нос".

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни через воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Опубликовано: 9 января 2023 в 23:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни через воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Балад в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД