Светлана Геннадьевна Куличева
Формирование финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Formation of financial literacy of preschoolers
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования финансовой культуры у дошкольников. Подчеркивается важность развития экономического образования в дошкольных учреждениях. В работе предложены педагогические методы формирования финансовой грамотности детей.
Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: экономическое воспитание, формирование основ финансовой грамотности, дошкольное образование.
Abstract : The article is devoted to the problem of financial culture formation in preschool children. The importance of the development of economic education in preschool institutions is emphasized. The paper offers pedagogical methods for the formation of financial literacy of children.
Keywords : economic education, formation of the foundations of financial literacy, preschool education.
Главная цель дошкольного воспитания – это необходимость сформировать всесторонне развитой личности. Финансовая грамотность является важной составляющей этого развития. В настоящее время детские сады проводят большое количество мероприятий, которые акцентируют внимание на экономическое обучение дошкольников.
Финансовая грамотность является особым качеством личности, которое образуется с раннего возраста и определяет умение самостоятельно зарабатывать деньги и правильно ими управлять. Следовательно, чтобы дошкольник в будущем жил обеспеченной и комфортной жизнью, необходимо родителям и воспитателям сформировать у ребенка правильное представление о деньгах. Ребенок должен уметь осознавать, что деньги зарабатываются собственным трудом. На основании этого неоспорима актуальность элементарного финансового образования дошкольников [3].
Экономическая грамотность, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков [5].
Знакомство детей с миром экономики выстроено в логической последовательности – от простейших экономических категорий (потребность, труд, профессия, деньги) к более сложным экономическим явлениям (товарно-денежные отношения, купля-продажа, бюджет, реклама). В рамках изучения данных блоков, а также в ситуациях повседневной жизни реализуется блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» : мы учим детей бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами для занятий, не тратить ничего зря, в том числе и время; соблюдать чистоту и порядок, показываем детям образец достойного поведения в быту (бережное и экономное отношение к вещам, воде, свету и пр.).
Финансовая грамотность дошкольников достигается следующими методами воспитания:
1. Представить ребенку базовые финансовые понятия и взаимоотношения можно с помощью чтения. Сказка является одним из древнейших методов воспитания. Она всегда включает в себя определенную проблему и показывает ее решение. Усваивая суть сказок в детстве, взрослые неосознанно воплощают это по памяти в своей жизни. Вот и отношение к деньгам можно сформировать с помощью сказок. К преподнесению сказок следует подойти очень аккуратно, потому что если не верно подойти к изложению сюжета, то можно сформировать мнение, что деньги «падают с неба» (например, «По щучьему веленью») или деньги как вред (к примеру, «Буратино»).
2. Мастерство распоряжения деньгами можно воспитать посредством инсценирования тех же самых сказок или придумывать собственный сценарий. В такой игровой форме дети наглядно разбираются в механизмах денег: как они добываются, копятся, тратятся, сберегаются.
3. Хорошим методом является и ярмарка. Ребята четко осознают денежную систему. Они добросовестно трудятся (выпекают, мастерят подделки своими руками и подобное, а взамен за свои старания получают деньги. И наоборот, покупая у других учатся распоряжаться своими финансами.
4. Можно проводить тематические занятия с детьми дошкольного возраста, знакомя их с различными профессиями. Это позволит сформировать у ребенка представление о труде взрослых, о том, какие функции выполняет та или иная профессия. Рекомендуются разыгрывать сценки с использованием профессия, это так же позволит одновременно проводить экономическое воспитание дошкольников. Дети, в процессе такой игры будут понимать не только значимость той или инной профессии, но и необходимость оплаты за труд и рационного использования денежных средств.
Одной из основных форм организации финансового образования детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является комплекс занятий, которые объединяют в себе одновременно развитие речи, окружающий мир, математику, такие занятия носят название - интегрированные. Эти занятия позволяют знакомить детей с основными экономическими категориями, помогают приобщить к финансово целесообразному поведению. Когда ребенок решает логические и арифметические задачи, у него повышается интерес к приобретению финансовых знаний, педагоги часто наблюдают стремление к саморазвитию.
В рамках финансового образования необходимо использовать различные формы работы с детьми, в том числе беседы. Например, можно провести беседу с дошкольниками, где воспитатель и дети находят ответ на главный вопрос что такое деньги? Откуда они берутся? На что можно потратить деньги? В процессе нахождения ответов на такие вопросы, влоспитателю необходимо изучить исторические справки, факты, подобрать необходимую литературу о деньгах, которая будет не только адаптированна для детей дошкольного возраста, но будет им интересна [1].
В условиях рыночной экономики важность финансового воспитания детей имеет большое значения, а учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основным видом деятельности является игра, в рамках финансового образования можно провести следующие сюжетно-ролевые игры: «Магазин» и «Супермаркет». Эти игры стоит разнообразить интересным игровым материалом, к примеру, распечатанные купюры разного достоинства. В такой игре дети познакомятся на практике с правилами «купли-продажи», научатся соотносить стоимость товара и их цену, дети приобретут практические навыки обращения с деньгами.
Работа по финансовому воспитанию дошкольников невозможна без тесного сотрудничества педагогов и родителей, их участия, заинтересованности, понимания важности проблемы. В этой связи организуются родительские собрания в целях ознакомления родителей с содержанием проектов и условиями их реализации, совместные занятия детей и родителей, выставки-ярмарки, экономические праздники и досуги. Основное условие эффективного взаимодействия воспитателя с ребенком и его семьей – уважительные и доверительные отношения [6].
С помощью финансового воспитанию дошкольники учатся бережливому и рациональному отношению не только к деньгам, но и к природе. Так дети получают представления о бюджете семьи, разумных тратах, семейных потребностях, стоимости игрушек, продуктов и т. п.
Целенаправленное воспитание финансовой грамотности дошкольников способствует созданию экономического мышления у детей, позволяет развивать навыки осмысления сущности финансовой жизни и применения экономических знаний в повседневной жизни.
На наш взгляд, начинать учить детей деньгам и финансовой грамотности нужно как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше дошкольники узнают эту науку, тем проще им будет принимать эти знания и использовать их в своей будущей жизни. У детей должна вырабатываться значимая ценностная установка на то, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается [2].
На основании вышеизложенного мы можем заключить, что экономическое образование имеет значимую роль в жизни любого человека. Оно способствует развитию экономического мышления, формирует экономическую культуру, является условием эффективной деятельности человека, обеспечивает формирование личных качеств, таких как трудолюбие, ответственность, практичность, самостоятельность. По этому заниматься экономическим образованием не обходимо с самого раннего возраста.
Таким образом, формирование финансовой грамотности дошкольников в рамках детского дошкольного образовательного учреждения – имеет высокий общественный запрос, способствует становлению личности с навыками рационального мышления, готовности к принятию эффективных решений в хозяйственной повседневной жизни. Так же процесс формирования экономических ценностей именно в дошкольном возрасте позволяет ребенку, будущему гражданину, адаптироваться в обществе с рыночной экономикой и понять, что личное благополучие, материальная успешность должны носить нравственно-экономический, ценностно-смысловой характер, как для самого человека, так и для общества в целом.
Список литературы
1. Барынина И. В. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // И. В. Барынина / Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 103-109.
2. Кустова Е. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста // Е. А. Кустова / Молодой ученый. 2018. № 34 (220). С. 108-110.
3. Макеенок В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ // В. П. Макеенок / Педагогические науки. 2019. № 3 (48). С. 43-44.
4. Сухомлинова О. Н. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование // О. Н. Сухомлинова / Актуальные вопросы современной науки и образования. 2020. С. 106-108.
5. Цаклиотис Г., Кирпанев В. П. Формирование финансовой грамотности на уровене дошкольного образования : от социально-экононимеческих предпосылок к практическим вопросам // Г. Цаклиотис, В. П. Кирпанев / Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. 2020. С. 66-69.
6. Шестова М. С., Сулейманова Ф. М. Финансовая культура дошкольников // М. С. Шестова, Ф. М. Сулейманова / Современные научные исследования и разработки. 2018. № 1 (18). С. 473-474.