Гайбышева Динара Рафильевна
Формирование фонематических процессов для профилактики нарушений чтения и письма в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематических процессов в дошкольный период, включающие в себя умение слышать в слове отдельные звуки и их установленную последовательность – является важным звеном, которое необходимо для успешного обучения детей письму и чтению в образовательных учреждениях, что в свою очередь является главным аспектом успешного обучения в целом.
21 век - век электронных технологий, современные дети проявляют к ним огромный интерес, очень быстро их осваивают, поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий в коррекционный процесс имеет огромное значение в достижении положительного результата. На занятиях по формированию фонематических процессов, применяю различные интерактивные технологии и современное оборудование: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол); визуализатор цифровой FlexCam -2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot»; устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки», стабилометрический тренажёр (Стабилотренажёр A-150).
Публикация «Формирование фонематических процессов для профилактики нарушений чтения и письма в школе» размещена в разделах
Дети с недостаточным развитием фонематического слуха испытывают трудности, в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки» даёт возможность в игровых упражнениях повторить заданные слоговые цепочки «Проговори слоги», определять наличие звука в слове «Хлопни, если услышишь звук [л] в слове», их количество «Сколько звуков в слове?» и последовательность «Назови слово по звукам», а также прослушать и проверить правильность выполнения задания. Применение в коррекционной практике устройства для синхронизации визуально-слухового восприятия позволяет развивать основной компонент восприятия речи – фонематический слух, что является базовой предпосылкой овладения грамотным письмом на следующей ступени обучения.
У детей, имеющих нарушения речи, чаще всего слабо развита крупная и мелкая моторика пальцев рук. Системное включение в образовательную деятельность стабилометрического тренажёра (Стабилотренажёр A-150) способствует формированию у детей умения координировать собственные движения, развивает общую и мелкую моторику, играет значимую роль в речевом развитии ребёнка. Игры от онлайн-платформы Мерсибо с применением стабиломоплотформы имеют красочное оформление заданий с музыкальным сопровождением: «Что звучало?», «Волк и овцы», для развития фонематического слуха по принципу двигательно-кинестетической стимуляции, эффективно развивают мелкую моторику, что необходимо при подготовке руки к письму.
Используя интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол) и визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера) включаю в логопедическую практику, такие задания, как: «Выдели заданный звук из слова», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Назови, какой по счёту звук [р] в слове рак», «Назови, сколько звуков в слове рыба», формируют фонематический анализ, что в свою очередь позволяет решать коррекционные задачи, направленные на развитие грамотного письма в школе.
Система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол) и компьютерная игра «Учимся говорить правильно», направленная на формирование фонематического восприятия, включающее в себя умение воспринимать звуковой состав слова и выполнять такие задания как: «Прохлопай слова по слогам», «Назови, сколько звуков в слове?», «Назови последний согласный звук в слове?», «Назови первый гласный звук в слове?» мотивируют дошкольников к раннему овладению навыками чтения.
Включая в практику программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot» «Умная пчела», формирую у детей математические представления, ориентировку в пространственных отношениях, успешно использую для развития фонематического анализа, «Определи третий звук в слове, задай программу пчёлке», «Определи последний слог в слове, задай программу пчёлке», что помогает в успешном усвоении элементов письма.
Целенаправленно включаю в практику работы учителя-логопеда «Конструктор картинок» и интерактивную доску, с красочным объёмным изображением. Игры «Определи в словах первый звук и составь из них слово», «Составьте слово по последним звукам» и др. позволяют более интересно работать над формированием фонематического синтеза, что в последующем качественно отражается в успешном овладении письмом и чтением.
Демонстрация объёмных изображений, двигающихся картинок – удобный и эффективный способ представить информацию об окружающем мире, предметах. Сочетание звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации детьми дошкольного возраста. Задания, направленные на формирование фонематических процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия. С использованием интерактивного оборудования образовательная среда стала намного интереснее и увлекательнее, как для детей, так и для нас, а образовательный процесс более результативным.