Дарья Злобина
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.
Публикация «Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников с ОНР, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию графомоторного навыка дошкольников не теряет своей актуальности.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук С. Н. Лысюк, и другие.
По определению М. М. Безруких, графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.
Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Из анализа работ Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:
а) зрительно-пространственных;
б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;
в) пространственных представлений «левого» и «правого».
Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.
Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с ОНР можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.
Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации. (М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. Д. Триггер, О. Б. Иншаковой.)
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.).
Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:
1. Сжать и разжать кулаки.
2. Чередовать: палец – кулак.
3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.
Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:
1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.
2. Посмотри на картинку, запомни предметы.
3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.
Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:
на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;
на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;
на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.
В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.
Список литературы
1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.
2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979.
3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.
4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. : Владос, 2003. – 183 с.
5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. : Владос, 2003. – 11 с.
6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.
7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.
8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребё нка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д»,2003 – 40с.