Наталья Рябова
Формирование грамматического строя речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Основной источник развития грамматического строя речи детей школьного возраста ежедневное общение детей со взрослыми. Рассматривание предметов, иллюстраций, драматизация, знакомство с материалами и предметами, сюжетно-ролевые игры, наблюдение живых объектов в уголке природы и т. д.
В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение по поводу практических действий, в старшем - внеситуативное деловое и личностное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается непреднамеренно. В условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня.
Публикация «Формирование грамматического строя речи,» размещена в разделах
Почему в этот перечень включены драмматизация, загадки? Драмматизация хороша тем, что может служить источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем даёт возможность импровизировать. Смена сцен - как бы живая модель текста, облегчающая запоминание, создающая смысловую основу текста речи, а включение более ранних средств общения, мимики, жеста, движения облегчает речевое взаимодействие с детьми. Загадки же содержат все виды конструкций предложений. Отгадывая или загадывая текст, дети непроизвольно запоминают его, усваивая структуру предложений.
Основная работа по целенаправленному формированию структуры предложений осуществляется в процессе обучения детей связной речи и рассказыванию. Форма монолога требует полных предложении, простых, распространенных и сложных. На начальных этапах обучения структура предложения задается подсказкой взрослого. Это Мишка. У Мишки есть., Мишка большой Он умеет.
Прием сотворчества помогает ребенку освоить конструкции предложений, которых нет в его активной речи.
В старшем дошкольном возрасте в работу по обучению детей правильным грамматическим формам следует включать :
- ситуации письменной речи : ребенок диктует рассказ, взрослый его записывает. Так создаются благоприятные условия для активизации сложных синтаксических конструкций.
-игры и упражнения на распространенные предложения, их составление, реконструкция «Дополни предложение», «Размытое письмо», «Живые слова»
-игры и упражнения, включающие употребление сложных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов, согласование числительных с прилагательными, числительных.
Цель этих игр и игровых упражнений - ребенок должен обратить внимание на звучание слова и его частей. Для этого вводятся соответствующие правила: скажем если ребенок говорит неправильно то дверь не откроется и т. д. Сюжеты игр давно и хорошо знакомы "Чего не стало", "Чудесный мешочек", "Узнай на ощупь" и т. д. В процессе работы над связной речью педагог совершенствует и морфологическую сторону речи детей. С помощью уточнения и распространения высказывания дает пример правильной формы. Мишка рисует. А что рисует Мишка? Мишка рисует шары.
Современные исследования показали: необходимо создать условия при которых все дети имели бы возможность приобщиться к словесному творчеству и словообразованию -ибо словообразование -неотъемлемая часть языковой способности ребенка. Такие условия создаются в дидактических и сюжетно-дидактических играх, в процессе работы по обучению связной речи и рассказыванию. Языковое содержание игр - способы образования однокоренных слов на материале наименований предметов, животных, человека.
"Что получится?" Наглядный материал: предметные картинки: лес, лиса, лист, кот, уж.
Воспитатель выставляет на стенде картинку на которой изображена лиса и говорит, что короткое слово лиса нужно превратить в длинное.
Дети называют слова лисонька, лисица, лисичка и т. д. Так со всеми словами.