Папки-передвижки

Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Ольга Занилова
Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями, привели к осознанию необходимости их более широкой интеграции в социум.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Публикация «Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

На Западе идеи инклюзивного образования стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом законодательных актов

• Конституцией РФ,

• законом РФ «Об образовании»,

• законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»,

• Конвенцией о правах ребенка

• Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,

• государственной программой «Доступная среда»,

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования,

Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста.

Пункт 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования гласит : «В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». К условиям относится и создание материально-технической базы, и программно-методическое обеспечение, и обеспечение кадрами.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с заключением задержка психического развития (ЗПР). Включение в группы детей с ЗПР потребует решение задач профессионального образования педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ЗПР.

Курсы переподготовки имеют довольно отсроченный результат и требуют серьёзных финансовых затрат, курсы повышения квалификации по данной теме не проводились, самоподготовка педагогов так же требовала привлечения опытного и квалифицированного руководителя. Наиболее доступным средством повышения профессиональной компетентности в условиях дошкольного образовательного учреждения может стать организация психолого-медико-педагогического сопровождения деятельности педагогов.

Включение в группу дошкольников детей с ЗПР может повлечь некоторые риски.

1. Низкое качество образования детей с ЗПР из-за недостаточной компетентности воспитателей в вопросах обучения и воспитания детей с ЗПР.

2. Недостаточная подготовленность родителей и детей к включению детей с ЗПР в группу.

3. Снижение качества образования детей вследствие переключения внимания на детей с ЗПР.

4. Снижение стрессоустойчивости воспитателей и появление синдрома профессионального выгорания.

Необходимо спланировать работу по предупреждению и преодолению вышеперечисленных рисков и помочь воспитателям обеспечить полноценное обучение и воспитание всех детей в группе.

Условно ПМП сопровождение можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Цель подготовительного этапа - формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления;

Задачи 1 этапа:

1. Изучить нормативно-правовую базу инклюзивного образования.

2. Проанализировать предметно-развивающую среду для начало работы с детьми ЗПР

3. Изучить готовность воспитателей к работе с детьми ЗПР.

4. Дать необходимый набор знаний о типологических особенностях детей с ЗПР.

Продолжительность этапа - 1 месяц (сентябрь).

Основной целью второго этапа было психолого-педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту, приобретение опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

Задачи 2 этапа:

1. Изучить методы и приёмы коррекционной работы с детьми с ЗПР.

2. Корректировать профессионально значимые качества педагога.

3. Начать работу по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.

Основной целью итогового этапа является дальнейшее развитие инклюзивной компетентности воспитателей и творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

задачи 3 этапа:

1. Проанализировать эффективность проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Способствовать дальнейшему творческому развитию педагогов.

Продолжительность этапа – 1 месяц (май).

Вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работ по подготовке компетентных педагогических кадров. В условия дошкольного образовательного учреждения педагогам сможет помочь продуманная система работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя.

Используемая литература:

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014

2. Инклюзивное образование. Грани проблемы. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.deti.rian.ru. – Загл. c экрана.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 09:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД