Елена Яковлева
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР
Для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе большое значение имеют своевременное овладение правильной выразительной речью.
У детей с ОНР отмечают стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, которые заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической (внутренней) организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации, смешении иерархии целей общения, снижении потребности в нем, активности.
К основным формам коммуникации относят : вербальные – языковые, устные; письменные (письма, статьи, объявления и т. п.); невербальные (мимика, жесты, поза, интонация, используется, чтобы усилить вербальные коммуникации.
Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей. Речевая коммуникация - речевое действие диалогового характера.
Диалогическая речь это яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют «диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения». Диалог не требует развертывания высказывания, так как собеседники всегда знают, о чем идет речь. Устная диалогическая речь сопровождается невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Диалогу свойственны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность; простые и сложные бессоюзные предложения. Диалогическая речь отличается непроизвольностью. В диалоге используют речевые шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием речи.
Для участия в диалоге ребенок должен владеть сложными умениями: слушать и правильно понимать мысль; формулировать собственное высказывание, правильно выражать его средствами языка; следить за правильностью языковой формы, которую использует; контролировать нормативность собственной речи и вносить изменения и поправки. Выделяют несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения: аудирование и говорение. Ребенок должен уметь вступать, поддерживать и завершать общение; слушать и слышать собеседника; излагать свои мысли, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно. Речь должна протекать в нормальном темпе, говорить нужно выразительно и использовать интонацию диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают устойчивые речевые шаблоны и клише: обращение, знакомство, приветствие, благодарность, прощание, приглашение, просьба, извинение, поздравление и др.
3. Умение общаться. Это группа умений, которые обеспечивают эффективность взаимодействия человека с другими людьми. Они включают в себя навыки невербальной коммуникации : уместное использование мимики, жестов. Для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения так же необходимы определенные умения. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, проявлять внимание к собеседнику, уметь «подать себя».
Формирование коммуникативно-речевых умений у детей с ОНР невозможно без целенаправленного обучения.