Лучший педагог года

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Вера Селина
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Трудно найти родителей, которые бы не заботились о здоровье своих детей. Однако нередко можно услышать и такие рассуждения: не вымыл ребенок руки перед едой или после туалета-не беда, не вычистил зубы-не выпадут же, съел немытые овощи или фрукты - здоровее будет, подумаешь, какие мелочи. Не все еще знают, что в деле сохранения здоровья мелочей не бывает. Многие гигиенические навыки, особенно такие, как умывание, мытье рук, ног, чистка зубов и другие, начинают формироваться в самом раннем возрасте и не утрачивают своего значения для здоровья на протяжении всей жизни человека. Поэтому они так и называются - элементарные гигиенические навыки. Но так ли они элементарны? Каждый навык-это сложное действие, состоящее из суммы различных элементов, следующих один за другим в определенной последовательности. Так, например, чтобы вымыть руки, ребенок должен закатать рукава, смочить руки, взять мыло и намылить их до появления пены, смыть мыло и насухо вытереть руки. Как видите, не так уж все просто. Нам кажется, что дети, достаточно часто наблюдая за этим занятием взрослых, выучатся этому сами. Однако, как показывает практика, выполняя действия, составляющие тот или иной гигиенический навык, они опускают отдельные, но существенные элементы. При мытье рук ребенок забывает закатать рукава, взять мыло, и мылить до появления пены, проверить, чисто ли вымыты руки. А это значит, что после такого «мытья» они останутся грязными. Все это говорит за то, что правилам выполнения гигиенических процедур надо обучать детей с самого раннего возраста. Обучение должно быть систематическим, доброжелательным, вызывать положительные эмоции. Не следует торопить ребенка, ругать, если у него не все получается гладко или если он замешкался. Помните, что это только для взрослого гигиенические навыки кажутся элементарными. Пока ребенок совсем маленький, взрослые сами моют ему лицо, руки, ноги. Но не следует делать все это молча, лучше последовательно называть эти действия: «… открыли воду, сейчас закатаем рукава, намылим руки хорошенько, они у нас чистые будут, смоем, насухо вытрем…» Постепенно ребенок сам приучается выполнять гигиенические процедуры, помощь взрослых заключается только в напоминании и контроле. Обучение действию - это только первый этап формирования навыка; само по себе умение осуществить действие еще не гарантирует его выполнения. Результаты обучения необходимо закрепить. Делается это повседневно и достигается постоянными упражнениями. Не должно быть такого положения, что сегодня ребенку разрешается не соблюдать гигиенические правила, а завтра нет. Только осознанное отношение к навыкам, укрепляющим здоровье, и их систематическое выполнение воспитают у малыша соответствующую привычку, т. е. сформируют у него потребность выполнения гигиенических навыков. Где и как следует закреплять гигиенические навыки. Гигиеническое воспитание ведется в течении всего дня, с момента, когда ребенок проснулся и до момента, когда ему говорят «спокойной ночи» ; утренняя зарядка, гигиенические процедуры перед завтраком, обедом, ужином, соблюдение правил во время еды, игр, занятий и пр. Игра - это деятельность, в процессе которой ребенок учится применять свои знания, умения, осваивает взаимоотношения между людьми. Игра может стать хорошим средством воспитания правильного гигиенического поведения. Между тем наблюдения, например, за игрой в «дочки-матери», показывают, что в ее содержание совершенно не входят гигиенические моменты; ни мытье рук перед едой (хотя «дочку» обязательно кормят, ни утренняя зарядка, ни закаливание. А ведь эта игра предоставляет большие возможности для их повторения и закрепления. Руководя играми детей, родители должны сделать так, чтобы малыши вспомнили о гигиенических процедурах и повторили их в игре. Делать это надо тактично, мягко, не портя общего настроения игры( «Не рано ли вашей дочке завтракать, не забыла ли она что-нибудь сделать?», «Она уже ложится спать, но почему-то не вымыла ноги» и т. д.) В игре можно и проконтролировать, как выполняются гигиенические навыки( «А мыло где?», «Почему у мальчика неопрятный вид, пуговицы не застегнуты?») В воспитании гигиенических навыков большое значение имеет создание необходимых условий. Чтобы требовать от ребенка выполнения утренней зарядки, нужно соответствующим образом подготовить комнату: открыть форточку (летом-окно, постелить коврик, приготовить палку, обруч, мяч и т. д. Специальные предметы следует приготовить для выполнения навыков личной гигиены : зубную щетку и пасту, полотенце и мыло, рукавичку для обтирания, расческу. Эти предмета должны быть индивидуальными, удобными небольшими по размеру, красивыми. Гигиенические процедуры выполняются детьми ежедневно, иногда по несколько раз в день (например, мытье рук). Выполняются они в одних и тех же условиях, и практически каждый раз дети слыша одни и те же напоминания («иди мыть руки»). Это нередко приводит к тому, что попадая в измененные условия, например, в школу, ребенок теряется, не может сориентироваться и выполнить привычные действия. Постепенно навык утрачивается. Чтобы повысить самостоятельность и ответственность детей при выполнении навыков, необходимо менять характер напоминаний и контроля. Так, при мытье рук вместо прямого указания «Идите мыть руки» ввести косвенные напоминания: «Скоро обед», «Через пять минут обед», «Стол накрыт» и др. В дальнейшем можно отказаться и от этих напоминаний - накрытый стол уже служит сигналом к мытью рук. Однако поведение детей надо строго контролировать, чтобы они не сели за стол с грязными руками. Перед, тем как проводить ту или иную гигиеническую процедуру, желательно поговорить с ребенком, почему выбрана именно эта процедура и как ее организовать (обливание ног, сборы на прогулку и др). Чтобы определить, насколько прочно у детей сформирован навык и в какой мере они ориентируются в измененных условиях, создайте для них «нестандартизированные» ситуации. За дошкольный период педагогические приемы воспитания гигиенических навыков постоянно меняются. Детей младшего дошкольного возраста важно просто научить производить различные действия и следить за правильным их исполнением. Но воспитать гибкость в выполнении гигиенических навыков, т. е. научить применять их в меняющихся или нестандартизированных условиях, возможно лишь в том случае, если дети осознанно относятся к тому, что делают. Это касается и вновь формируемых навыков и тех, которые у детей сформированы ранее. Свои требования необходимо аргументировать с точки зрения полезности для здоровья и культуры поведения. Однако приводимые аргументы должны быть убедительными. Часто безапелляционные заявления вызывают обратную реакцию. Так, вы говорите ребенку о том, что есть немытыми руками, заболеешь, не объясняя при этом почему. Но поев однажды немытыми руками и не заболев, ребенок начинает сомневаться в словах взрослых. Старший дошкольник уже в состоянии понять, что на грязных руках, овощах, фруктах могут оказаться микробы - возбудители различных заболеваний, что они, попав в организм человека, способны вызвать болезнь. Что касается воспитания ребенка, то одним из обязательных условий его эффективности является пример взрослых. Гигиеническое воспитание-не исключение из этого правила. Трудно требовать от малыша выполнения гигиенических правил, если они не соблюдаются в семье. Авторитет родителей настолько силен и непоколебим, что дошкольник даже не может себе представить, что родители могут делать что либо неправильно. Поэтому, прежде чем требовать от детей, надо требовать того же от самого себя. Своевременно сформированные навыки гигиены и культуры поведения укрепят здоровье ребенка и помогут в подготовке его к школе.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью ИКТ Самая большая ценность для человека – здоровье. Поэтому так важно помочь детям дошкольного возраста осознать, какую ценность представляет.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Особенности формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора Изучение научно-методической литературы, а также психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста показало, что именно воз-раст.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Цели: формирование у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Время проведения: январь Форма проведения: встреча Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Известно, что самые прочные привычки, как полезные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 16:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД