Лучший педагог года

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности

Юлия Якимова
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Согласно новым введенным Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, образовательная область здоровье требует от воспитателей формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны у дошкольника должны быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки, которые он должен применять в жизни, а с другой стороны, нет систематизации в обучении КГН – семья-сад.

Отметим недостатки в результатах:

-отсутствие интереса и мотивации у детей к приобщению КГН,

- недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера у ребенка, что делает затруднительным выполнение правил КГН.

- нет единых требований и взаимосвязи между семьей и дошкольным учреждением.

-отсутствие систематичности упражнений детей в определенных действиях.

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

1. совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.

2. создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

3. развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;

4. расширение кругозора детей в области гигиены;

5. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности;

6. четкий режим дня,

Недостатки в процессе:

1. неумение воспитателя владеть методиками формирования КГН;

2. отсутствие информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН;

3. отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.

К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков существуют следующие недостатки в условиях:

1. регулярность занятий

2. непрерывность воспитательного процесса

3. единство требований воспитателей и родителей

4. отсутствие положительного примера со стороны семьи

5. недостаточно демонстрационного и игрового материала, на основе которого у детей формировались бы КГН

6. не соответствие по нормативам рекомендуемых САН ПИНом комнат общего пользования по метражу и комплектования сантехникой.

Таким образом, главным результатом при воспитании культурно-гигиенических навыков является овладение всеми навыками, характерными для дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего воспитания КГН.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему : «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников, как одно из правил здорового образа жизни».

Описание новых образовательных результатов сформированных у дошкольников.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть в ФГОС, то можно увидеть, что ребенок может приобрести (и будет иметь) следующие навыки :

- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,

- владеет доступными навыками самообслуживания,

- пользования предметами личной гигиены,

- владеет культурой поведения за столом

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средств обучения и воспитания, контроля)

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Под содержанием образовательного процесса понимается информация, используемая в процессе обучения. Основными документами определяющими содержание обучения являются стандарты, учебные планы, комплексные и парциальные программы.

Содержание образовательного процесса в ДУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому должны быть включены следующие аспекты:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

На основе выше перечисленного был составлен проект : «Мыло, щетка и вода – наши лучшие друзья».

Цель: Создать условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

Задачи :

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

План мероприятий по проведению проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.

Продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (мыло).

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57

Наглядная информация для родителей на тему:

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Памятка для родителей

«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится»

Чтение русской народной сказки

«Про непослушные ручки и ножки».

Дидактическое упражнение:

«Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр»

Изготовление театра на фланелеграфе по сказке

«Девочка чумазая»

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Заключительный этап

Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Витамины в жизни ребёнка»

Анкетирование родителей по теме:

«Чему научился Ваш ребёнок?»

Диагностический инструментарий

Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику.

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

• Наблюдение за детьми.

• Анкетирование родителей.

• Беседы.

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменения только в образовательном процессе недостаточно. Рассмотрим ряд измений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя, поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологией дошкольника, индивидуально –психологических особенностей детей, психологией детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий).

Для положительного результата необходимо следующие условия:

1. Проведение цикла семинаров-практикумов для воспитателей «Методика воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников»;

2. Создание методического банка игровых методик и технологий, направленных на воспитание КГН;

3. Разработка универсального проекта по воспитанию КГН, затрагивающего как систему непосредственно образовательной деятельности, так и режимные моменты, реализуемые в ДОУ

4. Самообразование: посещение конференций, семинаров, ярмарок образовательных ресурсов, проведение консультаций старшим воспитателей, педиатром ДОУ.

5. Так же для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностую окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.

К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе методиста, медсестру, помощник воспитателя.

Научно-методические изменения:

- разработать серию консультаций и индивидуальных бесед для родителей,

- взаимодействие с другими воспитателями и медсестрой, педиатром.

- создание методической копилки по формированию культурно-гигиенических навыков (беседы, ситуативные беседы, подборка мультфильмов, рассказов).

- Подобрать и оформить методический материал по валеологии.

Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников. В группе должны быть оборудование согласно Сан Пину. Грамотно и методически верно оформлены групповые комнаты. Разработаны буклеты для родителей по тематике. Изготовление педагогами демонстрационного материала по данной тематике.

Нормативно-правовое обеспечение – это учет при разработке совместной деятельности конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.

Информационные изменения –это использование ИКТ в работе (посещение сайтов, создание обучающих пособий.

К организационным изменениям – изменения в работе воспитателя в соответствии с поставленной проблемой. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающих среды, активное включение родителей в педдеятельность.

Современная ситуация требует комплексного подхода для ее решения с привлечением и родителей, и педагогов, и специалистов.

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 11:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД