Юлия Якимова
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Согласно новым введенным Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, образовательная область здоровье требует от воспитателей формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны у дошкольника должны быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки, которые он должен применять в жизни, а с другой стороны, нет систематизации в обучении КГН – семья-сад.
Отметим недостатки в результатах:
-отсутствие интереса и мотивации у детей к приобщению КГН,
- недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера у ребенка, что делает затруднительным выполнение правил КГН.
- нет единых требований и взаимосвязи между семьей и дошкольным учреждением.
-отсутствие систематичности упражнений детей в определенных действиях.
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
1. совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.
2. создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;
3. развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;
4. расширение кругозора детей в области гигиены;
5. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности;
6. четкий режим дня,
Недостатки в процессе:
1. неумение воспитателя владеть методиками формирования КГН;
2. отсутствие информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН;
3. отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.
К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков существуют следующие недостатки в условиях:
1. регулярность занятий
2. непрерывность воспитательного процесса
3. единство требований воспитателей и родителей
4. отсутствие положительного примера со стороны семьи
5. недостаточно демонстрационного и игрового материала, на основе которого у детей формировались бы КГН
6. не соответствие по нормативам рекомендуемых САН ПИНом комнат общего пользования по метражу и комплектования сантехникой.
Таким образом, главным результатом при воспитании культурно-гигиенических навыков является овладение всеми навыками, характерными для дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего воспитания КГН.
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему : «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников, как одно из правил здорового образа жизни».
Описание новых образовательных результатов сформированных у дошкольников.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть в ФГОС, то можно увидеть, что ребенок может приобрести (и будет иметь) следующие навыки :
- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
- владеет доступными навыками самообслуживания,
- пользования предметами личной гигиены,
- владеет культурой поведения за столом
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средств обучения и воспитания, контроля)
Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Под содержанием образовательного процесса понимается информация, используемая в процессе обучения. Основными документами определяющими содержание обучения являются стандарты, учебные планы, комплексные и парциальные программы.
Содержание образовательного процесса в ДУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому должны быть включены следующие аспекты:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
На основе выше перечисленного был составлен проект : «Мыло, щетка и вода – наши лучшие друзья».
Цель: Создать условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
Задачи :
1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
План мероприятий по проведению проекта
Подготовительный этап
Сбор литературы по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Основной этап
Наглядная информация для родителей на тему:
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.
Продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (мыло).
Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»
(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57
Наглядная информация для родителей на тему:
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
Памятка для родителей
«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится»
Чтение русской народной сказки
«Про непослушные ручки и ножки».
Дидактическое упражнение:
«Айболит встречает ребят»
Чтение художественной литературы:
«Мойдодыр»
Изготовление театра на фланелеграфе по сказке
«Девочка чумазая»
Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Заключительный этап
Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
Наглядная информация для родителей на тему:
«Витамины в жизни ребёнка»
Анкетирование родителей по теме:
«Чему научился Ваш ребёнок?»
Диагностический инструментарий
Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику.
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
• Наблюдение за детьми.
• Анкетирование родителей.
• Беседы.
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменения только в образовательном процессе недостаточно. Рассмотрим ряд измений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя, поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологией дошкольника, индивидуально –психологических особенностей детей, психологией детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий).
Для положительного результата необходимо следующие условия:
1. Проведение цикла семинаров-практикумов для воспитателей «Методика воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников»;
2. Создание методического банка игровых методик и технологий, направленных на воспитание КГН;
3. Разработка универсального проекта по воспитанию КГН, затрагивающего как систему непосредственно образовательной деятельности, так и режимные моменты, реализуемые в ДОУ
4. Самообразование: посещение конференций, семинаров, ярмарок образовательных ресурсов, проведение консультаций старшим воспитателей, педиатром ДОУ.
5. Так же для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностую окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.
К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе методиста, медсестру, помощник воспитателя.
Научно-методические изменения:
- разработать серию консультаций и индивидуальных бесед для родителей,
- взаимодействие с другими воспитателями и медсестрой, педиатром.
- создание методической копилки по формированию культурно-гигиенических навыков (беседы, ситуативные беседы, подборка мультфильмов, рассказов).
- Подобрать и оформить методический материал по валеологии.
Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников. В группе должны быть оборудование согласно Сан Пину. Грамотно и методически верно оформлены групповые комнаты. Разработаны буклеты для родителей по тематике. Изготовление педагогами демонстрационного материала по данной тематике.
Нормативно-правовое обеспечение – это учет при разработке совместной деятельности конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
Информационные изменения –это использование ИКТ в работе (посещение сайтов, создание обучающих пособий.
К организационным изменениям – изменения в работе воспитателя в соответствии с поставленной проблемой. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающих среды, активное включение родителей в педдеятельность.
Современная ситуация требует комплексного подхода для ее решения с привлечением и родителей, и педагогов, и специалистов.