Кузина Юлия
Консультация-практикум для родителей «Конструирование в жизни ребенка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация- практикум для родителей
"Конструирование в жизни ребенка». (Старший дошкольный возраст)
Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Конструирование в жизни ребенка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Цели: актуализация проблемы развития конструктивно – модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста; стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком; информировать родителей об основных видах конструирования; о последо- вательности конструирования построек;использование родителями разных видов конструктора игр для формирования у детей конструктивных навыков, пространственной ориентировки; формирование у родителей коммуникативного взаимодействия с детьми в ходе конструирования.
Участники: воспитатель, родители.
Предварительная работа: опрос родителей ««Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»».
Место проведения: помещение группы, оформленное фотографиями с изображением конструирующих детей, играющих с созданными постройками, выложены разные виды конструкторов (пластмассовые, металические, деревянные, схемы построек.
План проведения:
1. Вступительный этап
- беседа
2. Основная часть
- круглый стол «Конструкторы» (сопровождение слайдами презентиции)
- практикум для родителей «Построим - поиграем»
3. Подведение итогов собрания.
4. Разное.
Ход мероприятия:
1. Уважаемые родители!
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то неповторимый мир. Приглядитесь к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
- А как вы думаете, что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
(Высказывания родителей)
- Конструктивно -модельная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
(Зачитывают сами родители на листочках) :
1. Развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
- Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.
2. - Вспомните, а какой был первый конструктор в жизни вашего ребенка?
(Высказывания родителей)
- Самым первым конструктором в жизни ребенка обычно являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук, а затем можно добавить пластины, кирпичи, призмы (3 – 5 лет).
В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 4 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.
В этом возрасте можно знакомить ребенка с новым видом конструирования – по условию. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т. п. Далеко не все получается сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т. п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Дети выполняют постройки по замыслу, они становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.
- После теории предлагаю вам приступить к практике, заняв место ваших детей. Вам нужно будет выполнить несколько заданий. Для этого предлагаю разделиться по парам и выбрать, из какого конструктора вы будете строить.
Задание 1. Создание постройки по технокарте (по схеме).
Задание 2. Создание постройки по образцу (педагог раздает родителям листы с образцами построек).
Задание 3. Изменение постройки по условию (педагог раздает листочки, на которых указано, как нужно изменить постройку.
Напр. : сделать длиннее, шире, уже, выше, ниже, из одноэтажного дома – двухэтажный и т. п.)
Задание 4. Конструирование по замыслу. Родители сами придумывают будущую постройку и выполняют данное задание.
3.- Уважаемые родители, давайте подведём итог.
Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке.
Родители представляют свои постройки и рассказывают о них.
- Спасибо вам за ваше активное участие в практикуме, за чудесные постройки.
4. Разное.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Можно предложить родителям для заполнения анкету:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
1. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей
в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным
условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания,
воображения?
2. Насколько важны, по Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чём заключается их важность?
___
___
3. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?
___
___
4. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
___
___
5. Какие виды конструирования Вы знаете?
___
___
6. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
___
7. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с
ребёнком?
___
___
8. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей
конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
в) я не обращаю внимание;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
д) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
е) наглядная информация интересна и полезна для меня.
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
Развития конструктивных навыков Вашего ребёнка?
___
Спасибо за сотрудничество!