Приложение МААМ

Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности

Наталья Ратушная
Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности

Ратушная Н. Ю.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» (МБУ ДО ЦДЮТур)

г. Ростов-на-Дону, Россия

Главная жизненная задача человека –

дать жизнь самому себе,

стать тем, чем он является потенциально.

Публикация «Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности» размещена в разделах

Самый важный плод его усилий - его собственная личность.

Эрих Фромм

В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации, которая представляет собой сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности.

Одновременно, в современном мире остро возникает и проблема подготовки подростка к самостоятельной жизни, связанная с готовностью к постоянному развитию, самосовершенствованию и социальной активности. Как альтернатива, в этой ситуации может помочь дополнительное образование, не скованное жесткими рамками обучения и имеющее максимум методов и форм работы, стимулирующих конструктивную активность личности.

Мы знаем, что большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками, и одной из основных потребностей становится стремление занять определённое место в группе сверстников. Главным становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга», то есть они стремятся к общению. На данном этапе становится важным развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение и к детям разных возрастов.

Мы предлагаем рассмотреть процесс социализации учащихся на примере работы МБУ ДО ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону в рамках туристско-краеведческой деятельности.

Нами разработана структурно-функциональная модель социализации и сопровождения старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности, представленная в виде воспитательно-образовательной программы «Компас юности»; направленной на личностно-ориентированное обучение учащихся в рамках дополнительных общеобразовательных программ, отражающих специфику и деятельность детских объединений.

Разносторонняя программа позволяет учитывать и развивать различные интересы и способности ребенка в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии.

Работая в рамках программы «Компас юности», нашим коллективом были выявлены и обоснованы педагогические условия реализации структурно-функциональной модели социализации и сопровождения старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности :

а) субъект-субъектные взаимоотношения педагогов и подростков в процессе ТКД;

б) разнообразие способов включения подростков в процесс ТКД, соответствующих их интересам, возрастным особенностям и способностям;

в) создание возможностей для самореализации и самоутверждения подростков в процессе ТКД;

г) создание ситуаций, стимулирующих проявление подростками сознательной дисциплины, взаимопомощи и взаимопонимания, разумной инициативы и обоснованной требовательности друг к другу.

Рассмотрим эффективность нашей системы на примере детского коллектива с переменным составом во время похода.

Социально-педагогическое сопровождение модели является адекватной социализацией и индивидуальным развитием ребенка, где можно выделить три компонента сопровождения:

-пропедевтический компонент предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе специально проводимых занятий;

-актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей помощи и поддержки взрослых;

-рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.

Психологическое своеобразие групп состоит в том, что подросток в таком кратковременном объединении, насчитывающем обычно 10-12 новых детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый подросток может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т. е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

Первая часть подготовки к походу посвящается понятию экологии взаимоотношений, где делается упор на то, что экология человеческих отношений важна не меньше, чем чистота природной среды обитания, что обеспечивает биологические условия нашего существования. Формируя в человеке положительные личностные качества, мы помогаем создавать взаимосвязи, необходимые для жизни в обществе. Далее, исходя из количества новичков в группе, выбирается и разрабатывается несложный маршрут движения, места предполагаемых стоянок, прорабатываются возможности форс-мажорного схода группы с маршрута. К числу важных моментов в организации коллектива с переменным составом относится разновозрастное построение объединений подростков.

Разновозрастный состав туристских коллективов уменьшает обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Подросток испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе туристского коллектива в целом, где находятся коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. В детском коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Кратковременный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших.

Ежегодно отправляясь в походы, на туристские сборы, коллективы обновляются и меняются в течение всего времени, но внутри коллектива сохраняются в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы учащихся. В процессе прохождения маршрута (10-13 дней, видно, как изо дня в день меняются и крепнут отношения в группе под воздействием совместной деятельности, организации быта, коллективного проведения досуга, преодоления препятствий на маршруте и других объективных обстоятельств.

Целенаправленная организация разветвленного подросткового коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коммуникативных качеств личности каждого ребенка. Формирование объединения, несомненно, способствуют воспитанию у подростков определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Главное в объединении - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку.

Для разработки структурно-функциональной модели социализации и сопровождения подростков, мы использовали записи походных дневников, отчетов по походам, походные фотоархивы, тесты - опросники для выяснения изменений происходящих внутри коллектива.

Основным же методом исследования для нас стали методы: полевых наблюдений, анкетирования и комплексный исследовательский метод.

По итогам применения структурно-функциональной модели социализации во время проведения туристско-краеведческой деятельности (на примере похода) можно сделать следующие выводы:

1. На формирование здорового микроклимата взаимоотношений в кратковременном коллективе влияют внешние и внутренние причины. Внешние – заключаются в совместном проживании каких-либо событий, природных явлений, преодолении препятствий, что помогает формированию доверительных отношений в группе, пониманию выражения «чувство локтя». Внутренние причины зависят от уровня психологического и духовного развития каждого участника туристической группы, от того, каким видит складывающийся коллектив каждый из нас и насколько каждый готов работать над созданием благополучного коллектива, где будет чувствовать себя комфортно.

2. Сложившиеся отношения между участниками похода на 70% могут быть транслированы в последующем на уровень повседневных отношений: это общение в школе между одноклассниками, учителями, знакомыми.

3. Закладывающиеся в походных условиях понятия неконфликтного общения, коллективизма, взаимовыручки, основы системы здоровых взаимоотношений ценны сами по себе и вполне могут быть использованы в повседневном социальном опыте.

Туристско-краеведческая деятельность, привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявления деятельности, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей и самоопределения, организованная педагогически целесообразно является действенным средством, дающим огромные положительные результаты.

Пройдя трехлетнее обучение в детских объединениях туристско-краеведческой направленности, можно уверенно сказать, что наши воспитанники не просто учащиеся МБУ ДО ЦДЮТур, а обладающие глубокими знаниями, прочными навыками, умениями, но и способные к постоянному самообучению и творческой самореализации.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что роль учреждений дополнительного образования и туристско - краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им в дальнейшем занять достойное место в социуме.

Литература:

1. Архандеева Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждения дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра) : Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.

2. Конасова Н. Ю. Социально-педагогические проблемы учреждений дополнительного образования. Методический практикум. СПБ, 1997.

3. Константинов Ю. С. Туристско - краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. — М. : Изд-во ЦЦЮТиК, 2001.

4. Соколова Н. А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования // Дополнительное образования. -2004, №8.

5. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // О туристко-краеведческом движении обучающихся «Отечество» Сб. нормативных и дополнительных материалов для дополнительного образования детей. / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС М. 2000.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «ЭДЕЛЬВЕЙС» Уровень ознакомительный,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами игровой деятельности Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности дошкольников Платова Альбина Геннадьевна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 319» Борягина Александра Гарольдовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 319».

Формирование здорового образа жизни средствами туристско-краеведческой работы ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ Искусство долго жить состоит, прежде всего, в.

Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для средней группы (март, апрель, май) МАРТ Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой.

Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр» ЮНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ Педагог дополнительного.

Развитие личности дошкольника средствами художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУСАЛОЧКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность.

Всестороннее развитие личности ребенка средствами театральной деятельности Театр это мир идей, Перенесенных на людей. И это мир в котором люди Живут с надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
Опубликовано: 16 июня 2016 в 21:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ратушная (УИ 491734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД