Светлана Берестовая
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении, культуре общения и эмоционально-личностном развитии.
Публикация «Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Особое внимание уделяется эмоционально-личностному развитию детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Изучение и анализ литературы по данной проблеме способствовали выявления противоречия - между необходимостью практического решения проблемы в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.
Исходя из этого, автор попыталась решить данное противоречие путем формирования культуры общения посредством эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения.
Социально-эмоциональное, личностное развитие – процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: культурных навыков общения, специфических знаний, ролевого поведения и социальных качеств. Все эти компоненты социального развития находятся в тесной зависимости. Изменения в одном из них влекут за собой изменения и в остальных трех.
Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание привлекает социально-одобряемое поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. Это поведение является наиболее социально значимым, ценным, по-человечески привлекательным.
Деятельность по формированию у детей культуры общения по средствам развития эмоционально-личностных особенностей представлена внедрением единой системой воспитательно-образовательного процесса, индивидуальной работой и взаимодействием семьи и ДОУ.
Решение проблемы формирования культуры общения посредствам эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения видится в разработке модульно-блочной системы способствующей формированию необходимых навыков у дошкольников.
1. Блок «Познание себя и других»
Цель: развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям; формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства. Воспитание уверенности в себе.
Задачи:
• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.
• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
• Формирование наиболее адекватной самооценки.
• Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.
• Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, помочь в преодолении имеющихся отклонений в развитии, основываясь в работе на личностно-ориентированную педагогику.
• Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.
• Формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.
• Воспитание навыков культуры поведения.
2. Блок «Я и другие дети»
Цель: развитие эмоциональной сферы; развитие эмпатии - способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
Задачи:
• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.
• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).
• Ознакомление детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
• Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.
• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
• Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.
• Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.
3. Блок «Я и культура общения»
Цель: формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, формирование знаний и опыт дошкольников об адекватных социально приемлемых способах взаимоотношений друг с другом.
Задачи:
• Формирование у детей нравственно- этических норм.
• Формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
• Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.
• Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами речевого этикета.
• Преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения.
• Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.
• Воспитание нравственных качеств.
Методологической основой предлагаемой системы работы является программа развития и коррекции эмоционального мира дошкольников Пазухиной И. А.
В соответствии с поставленными задачами образовательная деятельность построена в интересной, занимательной для детей форме. Использовались игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М. И. Чистякова, Н. Л. Кряжева, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки.
Обработка необходимых поведенческих навыков осуществлялась через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Для поддержания интереса к деятельности, использовались сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида, детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты и т. п.
Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи - социально одобряемых форм поведения.
Для самовыражения ребёнка на каждой встречи применялись рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приё мов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивалось либо прослушиванием приятной музыки, либо исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Опыт проведения работы по формирование культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников показал хорошие результаты, что подтвердилось данными мониторинга. Следовательно, использование предложенной системы работы позволило реализовать поставленные цели и достигнуть ожидаемых результатов. Так, дети научились понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, конструктивно выражать собственные эмоции; способны получать необходимую информацию в процессе общения; умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; научились конструктивно общаться со сверстниками и все реже прибегают к конфликтному взаимодействию; сформировалось умение принимать участи в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).
Таким образом, реализация разработанных блоков обеспечивает положительную динамику формирования культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников, а разработанная система является эффективной.
Возможность внедрения данного опыта повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска, как для педагогов-психологов, так и для воспитателей ДОУ.
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Библиографический список
1. Аружанова А. Г. Речь и речевое общение детей // - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.
2. Бодолев А. А. Личность и общение // - М. : Педагогика, 1983 – 272с.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М. : А. П. О., 1996 – 102 с.
4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
6. Лисина М. И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980 г.
7. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.
8. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей// - М., 1984 г.