МААМ-картинки

Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях

татьяна гаврилова
Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях

От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья. Поэтому здоровье растущего человека, как фундамент всей последующей жизни, находится в центре внимания работников здравоохранения, педагогов и психологов. Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.

Публикация «Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях» размещена в разделах

Культура здоровья определяется исследователями как комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент подразумевает то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». В настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением, т. е. когда образ жизни человека, его образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Эмоциональный компонент культуры здоровья отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье, которое оказывает влияние на физическое состояние человека и определяет отношение личности к жизни в целом. Важно учитывать волевой компонент и мотивацию для формирования высокой культуры здоровья. Коммуникативность, являясь важным компонентом культуры здоровья, отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром, способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Формирование у дошкольников валеологических знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности, тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Однако усвоение знаний – это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения – формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента валеологического образования дошкольников.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы, и должно включать в себя: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»); соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»); психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»); нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»). Одним из действенных способов формирования представлений у детей седьмого года жизни о здоровье и здоровом образе жизни являются физкультурно-познавательные занятия.

Физкультурно-познавательные занятия относятся к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурно-познавательные занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Опыт применения физкультурно-познавательных занятий в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни в МДОУ «Детский сад «Ивушка» дер. Новые-Яхакасы Вурнарского района Чувашской Республики убедительно показал, что при целенаправленном руководстве дошкольники начинают более внимательно относиться к своему здоровью и здоровью близких, происходит перенос ответственности за свое здоровье с внешних причин во внутренний план действий, существенно увеличивается устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни.

Так, в своей работе мы использовали разнообразные по структуре и содержанию физкультурно-познавательные занятия для детей седьмого года жизни. Воспитание интереса к движениям и здоровому образу жизни проходило через беседу о том, что такое здоровье, и объяснения: чтобы быть сильными и здоровыми, нужно рано вставать, делать зарядку, любить физкультуру и спорт. Использованы наглядные пособия в виде карточек с изображением упражнений на развитие силы мышц ног и для укрепления мышц спины. Ознакомление дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме для формирования осознанного отношения к спортивным соревнованиям проходило через рассматривание схемы скелета и объяснения, какие мышцы есть у человека (мышцы плечевого пояса, мышцы туловища, мышцы ног). Детям было дано представление о своем теле, о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку, развивать гибкость, подвижность, пластичность позвоночника и суставов, мышечную силу в упражнениях на гимнастической лестнице. Развитие внимательного отношения к своему здоровью проходило через беседу о разных видах боли (головная или зубная боль, колики в животе и т. д.) и о правилах поведения при их возникновении. Развитие представлений о зрении и необходимости его беречь проходило через беседу о выполнении правил сохранения зрения, о пользе занятий физкультурой и спортом. Дети начали понимать сущность здоровья и здорового образа жизни, усвоили, что полезно и что вредно для глаз, что нужно делать, чтобы сердце не болело (полезно много двигаться, правильно питаться, есть много фруктов и овощей и т. п., узнали о вреде микробов (нужно мыть овощи и фрукты перед едой, мыть руки, не совать пальцы в рот). Были использованы физические упражнения на укрепление зрения, сердца.

Таким образом, апробированный нами комплекс физкультурно-познавательных занятий, в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни способствовал развитию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (необходимости соблюдения режима дня, о полезных для организма человека продуктах питания и пр., воспитанию желания всегда быть здоровыми, формированию заботы о своем здоровье, избегания ситуаций, наносящих вред своему здоровью и здоровью близких людей.

Публикации по теме:

Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях Т. В. Гаврилова (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, научный руководитель – к. п. н., доцент Н. П. Шабалкина) От человека в современном.

Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1) часть 2 "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 22:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем татьяна гаврилова (УИ 58821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД