Наталья Рожина
Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
" Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. "
В. С у х о м л и н с к и й
.
Публикация «Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Одним из условий воспитания и оздоровления детей, становления их личности считаю экологическую и валеологическую направленность физкультурно-оздоровительной работы. Непосредственное общение с природой : физкультура на свежем воздухе; туристические прогулки; включение в занятия упражнений, игр с экологической тематикой, использование природного материала - всё это значительно повышает положительный эмоциональный фон, побуждает ребёнка к активному поведению, что, в свою очередь, способствует воспитанию у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни, а значит - сохранению здоровья.
Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Фундамент здоровья физического и психического закладывается в младенческом и дошкольном возрасте. И прочность этого фундамента зависит целиком от семьи, от детского сада и других специальных учреждений, где воспитывается и развивается ребенок.
Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.
Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир.
У старших дошкольников благодаря возрастанию опыта их личности в педагогике начинают выделять и психический и социальный компоненты здоровья. Но несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины этого отношения кроются в недостатке у детей необходимых сведений о нём, а также в неосознании опасностей нездорового поведения человека.
Детский сад является «золотой серединой» среди всех других учреждений в воспитании и оздоровлении детей, становлении их личности, первым помощником в преодолении ими дискомфорта. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет жизни. В период дошкольного детства у ребенка зарождаются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Поэтому в работе с детьми необходимо больше внимания уделять проблемам формирования у них ценностей здорового образа жизни, развития представлений о полезности и целесообразности физической активности.
От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья. Поэтому здоровье растущего человека, как фундамент всей последующей жизни, находится в центре внимания работников здравоохранения, педагогов и психологов. Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.
На сегодняшний день существует множество трактовок о понятии «здоровье», «культура здоровья» и «здоровый образ жизни».
По определению ВОЗ, здоровье - это «…состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Современными исследователями в области педагогики разработаны задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, где охране и укреплению здоровья ребёнка, формированию представлений о себе, строении своего тела, чувствах и мыслях; обучению знаниям, навыкам ведения здорового образа жизни; объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни и действиям в зависимости от ситуации отводится далеко не последнее место. Также не стоит забывать о закаливании детского организма, формировании правильной осанки, обучении жизненно-необходимым двигательным действиям и культурно-гигиеническим навыкам -всему тому, что будет способствовать достижению детьми полноценного физического развития.
Культура здоровья определяется исследователями как комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.