Евгения Кретстянова
Формирование мелкой моторики у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мелкой моторики у дошкольника
0-1,5 мес. Лежа на спине, малыш бессистемно движет руками, ногами. Данная способность является врожденной.
2 мес. В этом возрасте берет начало ориентировочная деятельность ребенка и в соответствии с этим включение в работу элементарных уровней коры головного мозга. Ребенок имеет возможность изучать движения собственных рук, подносить их ко рту, брать предметы, которые прикасаются к рукам, приподнимать головку, когда лежит на спине.
Публикация «Формирование мелкой моторики у дошкольника» размещена в разделах
3-4,5 мес. B данный этап включаются в работу различные двигательные системы мозга: стволовые, пирамидные, подкорковые. Лежа на животе, ребенок высоко поднимает головку, делая упор на предплечья, играет с собственными руками, осматривает их. Эти действия говорят o том, что развитие ориентировочной деятельности продолжается, и сфера обзора расширяется вокруг него.
4,5-5 мес. Улучшается функционирование всех двигательных систем. Когда его тянут за руки, ребенок пробует присесть, когда поддерживают за поясницу – он сидит и держит голову прямо. Эти значимые приобретения указывают на то, что ребенок готов к принятию вертикального положения. B это же время бывает замечена способность извлекать звуки из погремушки в его руке. Визель Т. Г. называет погремушку «королевой» игрушек, так как она стимулирует зрительный и слуховой гнозис, кистевой праксис. Это начало предметной деятельности, следовательно, созревания коры головного мозга.
5-5,5 мес. Возникновение возможности касаться руками собственных коленей, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Продолжается становление предметной деятельности: попытки взять увиденный предмет одной или обеими руками, провести пальцем по поверхности игрушки.
5,5-6,5 мес. Ребенок, лежа на животе, опирается нa вытянутые руки, кисти раскрыты, грудь при этом поднята, a подбородок слегка опущен. Появляется способность сидеть с опорой и поворачивать в стороны голову. Кисти рук малыша нередко открыты, поза руки подготавливается в соответствии с тем предметом, который он берет. Это следует рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.
6,5-7,5 мес. Период усиленного самоопределения системы организма. Малыш, лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни руками. Может сидеть некоторое время без помощи, легко теряя равновесие. Бывает замечено продвижение в перекладывании предмета из одной руки в другую. Появляется способность вращать кистью, в которой располагается игрушка.
7,5-8,5 мес. Ребенок сидит без помощи и сам увлекается игрушкой. Усложняются двигательные координации: малыш поднимает вещь двумя руками. Укрепляется также «вертикаль» : когда поставят на ножки. Ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.
8,5-9,5 мес. В деяниях малыша бывает замечена приметная энергичность и владение телом. Он переворачивается со спины на животик и назад, ползает на животе. Бывают замечены первые непредметные действия, a именно хлопки в ладоши.
9,5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Предметная деятельность достигает в данный этап довольно трудных форм. Малыш берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»).
11-12 мес. Ребенок к 11 месяцам встает с помощью. B предметной деятельности идет улучшение кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.
1-1,5 года. Ребенок стоит без опоры некоторое количество секунд. Имеет возможность сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Пробует манипулировать предметами, внимательно следя за ними. Ребенок пробует встать с пола самостоятельно, самостоятельно ходит. При этом руки y него свободны и расслаблены. Появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Ребенок имеет возможность ставить на кубик еще 1-2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.
1,5-2. года. Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом малыш поднимается по ступенькам, держась за перила или же за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук : ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
2-3 года. Ребенок встает со стула без опоры, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой.
2 года. Малыш стоит на одной ноге 2-3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.