Лучший педагог года

Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе средствами песочной терапии

Натейкина Наталья Евгеньевна
Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе средствами песочной терапии

Поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Важная задача, стоящая перед взрослыми создание у ребенка положительной установки по отношению к предстоящей деятельности – учению. Дети с нарушениями зрения особенно резко отстают в личностной готовности к школьной жизни. Многие из них при поступлении в школу испытывают значительные трудности, особенно в учебной деятельности, которая становится доминирующей. Для некоторых большую сложность представляет налаживание общения со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе средствами песочной терапии» размещена в разделах

Специальная целенаправленная коррекционно-воспитательная работа по подготовке ребенка к школьной жизни с учетом психофизических особенностей дает положительные результаты. Дети, посещающие специализированный детский сад, получают комплексную поддержку: сочетающую в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагогов, медицинских работников, логопеда, родителей. Специализированный детский сад реализует как раз комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности. Каждая группа в детском саду имеет свою модель предметно-развивающей среды. Воспитателями постоянно пополняется предметно-развивающая среда игровыми ситуациями с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам, по уровню развития, характера зрительной патологии, а также пособиями, использование которых помогают детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями. Идет постоянное обогащение предметно-развивающей среды, которая способствует развитию личности ребенка, его самостоятельности и творчества.

Несомненным фактом является то, что даже незначительное нарушение зрения оказывает влияние на процесс развития ребенка. Снижение общего количества получаемой от внешнего мира информации, изменение качества зрительного восприятия ограничивают возможности чувственного познания, формирования образов воображения и сохранения их в памяти. Это сказывается на развитии познавательно-речевой деятельности, формировании личностной и эмоционально-волевой сфер развития ребенка. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы. Поэтому важно формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В игре у ребенка формируются социальные мотивы и удовлетворяются потребности. Включение в коррекционно-развивающую работу метода песочной терапии поможет решить различные проблемы, возникающие у детей с нарушением зрения.

Игры с песком - есть универсальная форма развития, помогающая одновременно восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и высшие психические) через мобилизацию сохранных анализаторов. В играх с песком просматриваются три функции игры: диагностическая, терапевтическая и обучающая. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Наконец, в игре ребёнок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта.

И помимо психологической помощи ребенку, песочная терапия предоставляет следующие возможности:

- помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе;

- способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций;

- формирует чувство комфорта;

- развивает творческий потенциал;

- повышает познавательную мотивацию;

- формирует образно-логическое мышление;

- тренирует мелкую моторику рук;

- снимает мышечное напряжение.

Работа с песком способствует развитию мелкой моторики, активизации зрительной, слуховой, тактильной зон мозга детей с нарушением зрения : игры из серии прятки: «Что спряталось в песке?», «Найди клад», «Секретики в песке», «В гостях на морском дне», «Археология».

Задания для формирования сенсорных эталонов и развития математических представлений: «Математический диктант», «Проведи дорожку между кубиками одного цвета», «Собери только фрукты, овощи», «Продолжи последовательность из геометрических фигур» и т. д.

Для развития межполушарных связей и соматогнозиса ребенку предлагаются действия двумя руками одновременно, поочередно ведущей и второй рукой; прикасаться к поверхности ладошкой, определенными пальцами, ребром ладони.

Задания для развития пространственных представлений на плоскости:

«Нарисуй в правом/левом нижнем/верхнем углу определенную фигуру», «Нарисуй предметы слева/справа, вверху/внизу», «Напиши цифры, которые смотрят налево/направо».

Задания для развития глазодвигательных навыков: «Проведи ежика до домика, собрав все грибочки», «Продолжи заборчик», «Напиши букву». Песочные картины (с помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создать фигуры на поверхности) : «Волшебные ладошки», «Необыкновенные следы», «Кто к нам приходил?», «Узоры на песке», создание картины «Лес», «Город, где мы живем», «Рисуем песком».

Задания на коррекцию и развитие графических навыков: «Нарисуй дорожку» (прямую, извилистую, сверху вниз, снизу вверх и т. д., «Нарисуй заборчик», «Нарисуй дождик» (вертикальных линий, «Нарисуй лесенку», «Нарисуй следы животного», «Нарисуй волны» и т. д.

Задания по развитию речи: пониманию обращенной речи, пониманию и удержанию инструкции, увеличению пассивного и активного словаря ребенка, развитию звукоподражательных навыков, фразовой речи, грамматической, лексической и фонетической сторон речи: «Покорми кошечку», «Назови фигурки», «Выбери животного с определенным звуком в определенном месте слова», «Собери зоопарк», «Давай соберем животных для Красной книги», «Образуй слова от слова «песок», «Подбери слова-действия», «Раздели диких и домашних животных».

Сказки на песке (для начала надо разместить действующего героя в центр песка, а затем добавлять к нему героев. При этом составить сказку о действующих лицах, позволяющую раскрывать эмоции и знакомить с окружающим миром) : «Мы создаем мир», «Путешествие в сказочный город», «Строители на сказочном острове» и др.

Задания для формирования готовности к школе : «Поиграем в школу», «Придумай задание и проверь, как я с ним справлюсь», «Что ты будешь делать, если сложится такая ситуация»,

«Докажи, что ты прав», «Найди ошибки в поведении персонажей» и др.

Через игру с песком дети овладевают навыками партнёрского общения и социального- адаптивного поведения, адекватно воспринимают своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей. Своевременное формирование мотивационной готовности к учебной деятельности закладывает прочный фундамент их успешности обучения в школе, а также у детей с нарушением зрения формируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов.

Литература

1. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : Методическое пособие. – М. : Экзамен, 2006.

2. Никулина Г. В., А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. - Санкт- Петербург, Детство-Пресс, 2004.

3. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. «Игры на песке», Речь, 2013.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М. ГороД, 1998.

5. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ИКП РАО, 1995.

6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» : учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Конспект занятия «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зренияКонспект занятия «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе средствами песочной терапии
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 19:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД