Теоретические основы формирования музыкально-эстетического восприятия дошкольников

Наталья Ефимова
Теоретические основы формирования музыкально-эстетического восприятия дошкольников

"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством при-влечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…”

В. А. Сухомлинский

Основная задача современного дошкольного образования заключается в формировании основ культурной, образованной и функционально грамотной личности. В современном мире наиболее прогрессивно мыслящие педагоги видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким понятием, чем идеология единства человеческого рода, которая в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях художественно-эстетического развития и воспитания в отличие от других форм воспитания задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо как можно полнее использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Особенность ребенка-дошкольника заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Под чутким руководством взрослого ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные в детстве, остаются с ним всю жизнь.

Музыка – едва ли не единственный вид искусства, доступный ребенку с самого раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Именно через колыбельную, по мнению О. П. Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры», «у малыша возникает потребность в художественном слове, музыке, в общении со взрослыми, отношении к близким людям и искусству [О. П. Радынова 2000 9].

С этих позиций знакомство с музыкальным искусством имеет важное значение. Современные ученые констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что музыка является не только духовным наследием, но и биологическим наследством человека. Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за восприятие музыки. И именно поэтому нет необходимости дальше развивать идею об украшательских функциях музыкальности и начать использовать и развивать эту способность, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку невостребованное, неиспользуемое извне атрофируется.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями, процесс передачи какого-либо опыта.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, процесс передачи эстетического опыта человечества через эстетическое восприятие объектов искусства. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к объекту с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому воспри-ятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой

культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно

выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и

художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних

особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного

развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его

результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность

ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Музыкально-эстетическое воспитание – приобщение к музыкальному искусству через музыкально-эстетическое восприятие объектов музыкального искусства (музыкальных произведений).

Музыкально-эстетическое восприятие в детском возрасте и его особенности представляют большой интерес для музыкальной теории и эстетики. Изучение психологии музыкального восприятия детей дает важнейший материал для выяснения специфики музыкального языка и природы музыки, как искусства, для исследования ее связей с речью, мышлением, эмоциями, с разнообразными видами и формами человеческой деятельности и общения. С точки зрения музыкально-эстетической представляет интерес проблема выявления того, как именно в индивидуальном восприятии ребенка преломляются те наиболее общие и фундаментальные закономерности музыки, без которых было бы немыслимо ее функционирование как общезначимого искусства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что формирование музыкально-эстетического восприятия у детей 5-6 лет происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. При этом катарсический эффект у дошкольников также реализуется в активном участии, а не в созерцательном переживании. Основу эстетической активности здесь составляет сложная деятельность «вчувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений ребенок, воспринимающий музыкальное произведение, сам строит и создает эстетический художественный образ, определяет его художественную ценность для себя и окружающих, проявляет вербальное или невербальное свое отношение к нему.

На основе вышеизложенного, а также опираясь на исследования Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и др. можно определить этапы функционирования музыкально-эстетического восприятия:

1) слушание музыки;

2) первичный анализ произведения – настроение, жанр, форма, средства выразительности;

3) повторное слушание, деятельность «вчувствования»

4) катарсический эффект;

5) возникновение в сознании художественного образа на основе образно-эмоционального содержания произведения;

6) определение художественной ценности музыкального произведения в доступной пониманию ребенка – дошкольника форме выражения.

Здесь можно отметить, что важнейшим фактором, ведущим постепенно ко все более дифференцированному восприятию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного музыкального опыта - различение разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок сталкивается с музыкой, т. е. приобретение музыкально-эстетического опыта.

В самых общих чертах роль музыкально-коммуникативного опыта заключается в следующем. Коммуникативный фактор - один из важнейших факторов, способствующих развитию и совершенствованию дифференцированности восприятия музыки. Большое значение имеет соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом. Возникают важные для дальнейшего музыкального развития ребенка ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Существенна также опосредствованная оценки жанра и характера музыки, опирающаяся на восприятие реакции взрослых и на их объяснения.

На развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние наряду с собственно музыкальными впечатлениями и музыкальной деятельностью ребенка оказывает его речевой опыт. Воздействие речевого опыта сильно отчасти потому, что наиболее доступная форма активного освоения музыки- пение тесно связана со специальным инструментом коммуникации - речью: через голос, через текст и многое другое.

Наблюдая музыкальные и речевые проявлениями детей, сравнительно легко выявить некоторые взаимосвязи между восприятием музыки и речи, которые на последующих этапах развития музыкальных способностей как бы уходят вглубь, включаются в более сложный комплекс и действуют более опосредствованно.

Здесь к речевой логике присоединяется динамика и логика действия, и оба эти фактора способствуют становлению ладового чувства связи доминанты и тоники.

Другой тип взаимодействия музыкального и речевого начал в пении, в восприятии ребенка - это связь мелодии с текстом. На первых порах она настолько сильна, что мелодия без текста, так же как и текст уже известной песни без мелодии, воспринимается как нечто необычное.

Двигательный, моторный опыт - это фактор, способствующий не только четкому жанрово-коммуникационному дифференцированию вокальной, инструментальной, танцевальной музыки, но и одно из условий различения, выделения отдельных выразительных средств в самой музыкальной ткани. Как отмечалось ранее, для дошкольника – восприятие обязательно активный процесс. Через различные двигательно-творческие задания происходит более глубокое осознание характера музыкального произведения, которое впоследствии помогает ребенку определить содержание, создать художественный образ и определить свое отношение к нему.

Как коммуникативный и речевой опыт, так и опыт двигательный и интерсенсорный дают ребенку общую базу для формирования эстетического опыта, так и для общего музыкального развития, облегчают усвоение музыкальной речи и во многом даже участвуют в формировании навыков восприятия музыки. Центральным же и специфическим является собственно музыкальная практика, музыкальная деятельность. Дифференцированное восприятие ладотональной стороны музыкального произведения, его ритмической организации и композиционной структуры, опираясь на общие компоненты жизненного опыта и деятельности, требуют все же специфически музыкальных навыков, развивающихся на музыкальном материале.

Фактические данные свидетельствуют о том,что здесь благоприятно действуют на развитие два фактора: богатство музыкальных впечатлений, с одной стороны, и повторяемость впечатлений - с другой.

Следовательно, необходимыми условиями формирования и совер-шенствования музыкально-эстетического опыта в дошкольном возрасте являются:

1) музыкально-развивающая среда, позволяющая ребенку получить как можно больше музыкальных, зрительных и вербальных впечатлений как на занятиях, так и в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

2) грамотное педагогическое сопровождение со стороны взрослого, за-нимающегося музыкальным развитием ребенка, владение им знаниями возрастных и психологических особенностей музыкально-эстетического восприятия дошкольника, методами и приемами его формирования и совершенствования, широким музыкальным кругозором;

3) возможность включения знакомого музыкального материала в повседневную жизнь дошкольника – в другие виды деятельности, в режимные моменты и т. д.

Особенности музыкально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, которые перекликаются с особенностями восприятия детьми-дошкольникамиокружающего мира и заключаются в:

- повышенной эмоциональной отзывчивости;

- синкретичности мировосприятия;

- глубине художественных впечатлений, обусловленной их первично-стью и новизной;

- искренности, правдивости, содержательности, яркости, красочности воспринимаемых и создаваемых образов;

- стремлении к практической активной развивающей деятельности.

Публикации по теме:

Роль музыкального руководителя в организации совместной деятельности взрослого с детьми Музыка в дошкольном учреждении - Источник особой детской радости - Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Теоретические основы формирования музыкально-эстетического восприятия дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2013 в 10:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День русской избы на МААМ

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...

23 октября. День городецкой росписи на МААМ

Яркой и неповторимой городецкой сказке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы приобщить ребенка к отечественному художественному наследию и...

Мастер-класс по лепке из пластилина «В лесу выросли мухоморы» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение лепить грибок, прочно соединяя детали друг с другом. Задачи: - учить детей средней группы лепить из пластилина шляпку...
Сценарий утренника ко Дню Матери для старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника. «Волшебный цветок для мамы» Музыкальный руководитель высшей категории Галактионова Е. В. Под музыку «Вальс» Штрауса, дети( с...
Мастер-класс «Журавлики». Три поделки из бумаги для начальной школы ко Дню белых...
Сегодня, 22 октября, в нашей стране отмечается день белых журавлей. Большинство учащихся нашей школы не знают об этом празднике. Поэтому я прошла по...