Умербаева Айслу
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредствам фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретает такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредствам фольклора» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитание у маленьких детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Надо поддерживать и развивать у малышей чувства радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида.
Когда дети приходят в детский сад не владеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Они не все могут самостоятельно мыть руки с мылом, с трудом закатывают рукава. Не могут насухо вытирать лицо и руки полотенцем, плохо держат ложку. Малыши плохо без помощи взрослых не могут самостоятельно раздеться и одеться в определенной последовательности. Дети очень любят подражать за взрослыми, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример педагога.
Поэтому к освоению первоначальных навыков самообслуживания мне помогает детский фольклор-сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки и т. п. («Ты журчи, журчи водица», Чаще мойся, воды не бойся», «Достану полотенце с зеленою каймой». Читаю малые фольклорные произведения в форме тёплой беседы, весёлой увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребёнком движения или действия. Песенки- потешки («Умывалочка», «Умница, Катенька! Ешь кашу сладеньку!», «Ай,лады-лады-лады! Не боимся мы воды») приносят радость, вызывают желание повторить слова за мной. При этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Я объясняю детям для чего нужно, умываться и мыть руки с мылом, закатывать рукава, показываю наглядно как это делается, и при этом использую стихотворные строки: «Руки надо часто мыть, рукава нельзя мочить», «Водичка, водичка, умой мое личико». Иногда использую куклу, чтобы дети с удовольствием смотрели как она, умывается, и приговариваю: «Аня чисто умывается, сухо вытирается». Чтобы сделать процесс одевания и раздевания более увлекательным и развеселить их мы играем в игру «Веселое одевание» и «Веселое раздевание». Показать в какой последовательности надо одеваться и раздеваться, при этом можно использовать потешки: «Одевали малыша»; «Застегнем застежки, на твоей одежке»; «До чего же хороши и нарядны малыши».
Использую настольные, дидактические, сюжетные игры, которые помогают научить детей расстегивать и застегивать пуговки, расшнуровывать и зашнуровывать шнурки.
Во время приема пищи показывать каждому ребенку как следует держать ложку, читая при этом потешки: «Где же каша?»; «Обедать».
После сна причесывая детей, приговариваю при этом: «Что мы делаем с расческой? Ане делаем прическу»; «А кто у нас хороший. А кто у нас пригожий…»
Одну и ту же песенку-потешку можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтением, использовать пальчиковый театр, шапочку различных героев, настольный театр. Во время показа театра или красочной картины, эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Поэтому, благодаря использованию необходимых предметов и действий, помогает малышам запомнить и закрепить навыки самообслуживания.
Очень важна так же работа с родителями. Родители пример для ребенка. Они сами выполняют определенные правила и этим самым воспитывают в ребенке необходимые навыки. Поэтому мною была проведена работа с родителями. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Чтобы держать родителей в курсе событий в папку- передвижку вложила статью: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста». Консультации: «Роль фольклора в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста»; «Игры в свободной деятельности в формировании навыков самообслуживания с использованием фольклора»
Из моего опыта можно смело сказать, что целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания дает положительные результаты: дети в конце учебного года стали мыть руки и лицо без помощи взрослого, вытираться, одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Я использую в течении дня детский фольклор в общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию, поможет заинтересовать и привлечь внимание ребенка, способно поднять самооценкуПоэтому так важно окружить детей теплом, заботой и наполнить их детство настоящим сокровищем народной мудрости.
Список литературы.
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят 2000г.
2. Расту культурным Москва 2011. С. 12-24.
3. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.
Проектирование, тренинги, занятия методическое
пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
4. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
5. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М. : 1997.
6. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. ,1997.