Лучший педагог года

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста (3 фото)

людмила жукова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Цель:

Статья посвящена актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста решаемой в нашем детском саду посредством использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность родителей воспитанников.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы формирования патриотических чувств

дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства

патриотизма приобретает всё большее общественное значение и

становится задачей государственной важности. Патриотизм – любовь к

родной земле, которая предполагает гордость достижениями и культурой

своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его

языком, бытом и нравами. Воспитывать данное чувство необходимо с

дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте закладывается

фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его

личности, закладываются предпосылки гражданских качеств,

формируются ответственность и способность ребёнка к свободному

выбору, уважению и пониманию других людей. Формирование — процесс

становления человека как социального существа под воздействием всех

без исключения факторов: экологических, социальных, экономических,

идеологических, психологических и т. д

Почему так важно быть патриотом?

Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.

Фото №1 Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Под патриотизмом понимается:

Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;

Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;

Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;

Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;

Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.

Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?

Воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян – задача государственных образовательных учреждений нашей страны. В школьных и дошкольных образовательных программах патриотизм проходит жирной красной линией, как основное направление духовно-нравственного воспитания юных граждан Российской Федерации.

Основными формами патриотического воспитания к примеру в ДОУ являются беседы. Педагоги беседуют в процессе образовательной деятельности, а так же в повседневных режимных моментах наблюдают, сравнивают, закрепляя, таким образом, усвоенный на занятии, материал.

Экскурсии, наблюдения, просмотр видео, вовлечение семьи в познавательно-досуговую деятельность – это всего лишь те немногие методы, которые эффективно помогают педагогам воспитать гармонично развитую личность – патриота своей большой страны.

Почему так важно быть патриотом?

Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.

Под патриотизмом понимается:

Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;

Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;

Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;

Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;

Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.

Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?

Патриотическое воспитание на государственном уровне

Говоря о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, нужно сказать, что программа этого самого воспитания – государственная. Патриотизм отмечен, как основное направление в воспитании детей.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Фото №2 Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста,

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.

Целью нашей работы является формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

- закреплять духовно – нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- развивать представление о России как о Родине.

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:

1. Блок «Я и моя семья»- Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.

2. Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.

3. Блок «Россия»- Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.

Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.

В процессе ознакомления с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:

- подготовили презентацию «Города- герои»;

- прослушали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;

- провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;

- рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;

- читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;

- оформили выставку рисунков «Я помню! Я горжусь!»;

- играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.

Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.

Дети и патриотизм – приобщаем играя

Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.

Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду. Пусть они попробуют себя на их месте. Совместно замесить тесто, подмести двор или сложить аккуратно белье – это тоже приобщение к патриотическому воспитанию. Воспитанию достойных граждан своей страны

Советы родителям. Как воспитать патриота.

Обычно советы и рекомендации даются в нумерованном списке, через точку с запятой, но сейчас хочется сказать кое-что другое, особенное. Не указать вам, что вам делать с вашими детьми. А просто дать совет.

Родители, будьте искренне с детьми. Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Покажи им, как важно быть ВАМИ. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Не спешите утверждать, что вам нечего рассказать. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком. Расскажите детям о вашем городе. О том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли.

Позитив, друзья, больше позитива. Восхищайтесь вместе с ребенком каждому изменению в природе. Покажите, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой головке образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли. Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине. Поделитесь любовью с детьми. Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.

Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2020 в 10:01
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД