Получи документы

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Татьяна Лисавцова
Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм - как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в тоже время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события - это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом : возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,посредством воспитания любви к родному краю.

В своей группе на основе диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном крае, городе, Родине в целом. Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить краеведческий музей.

2. Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе икрае.

3. Оформить уголок по патриотическому воспитанию, так как использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе, я поставила перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к те6м местам, где родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу,краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше особенностях города, природы,истории;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города и страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы представлена: семья- родная улица- город, обычаи, традиции- страна, столица. Свою работу проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица,детский сад, к более сложному (город, страна)

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Поэтому в своейработе я большое внимание уделяю работе над понятием "семья", провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные "маленькие концерты", рисуем на темы "Моя мама", "Дом моей бабушки", "Как мы отдыхали". В своей работе я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции у ребенка, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно мы оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию, совершили экскурсии по улицам города, в краеведческий музей. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Рассказывая детям об истории рождения нашего города Бирюч, я поведала о том, что он лежит на р. Тихой Сосне. В этой местности находился город Усерд, охранявший перелазы на р. Тихой Сосне. Он считался одним из главных пунктов обороны от татар и имел ров, вал, караульные башни, а в заповедном лесу устроены были засеки, тут же проходил земляной вал, сооруженный в 17 столетии от Палатово через ливенские, бирюченские, усердские поля к р. Тихая Сосна.

На экскурсии к памятнику погибшим воинам дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника. У подножия солдат в плащ-палатке, скорбя склонил голову, преклоненный с автоматом и каской в руках. Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям. ребята узнали. что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию:"Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все таки слушаться родителей и не теряться". Вместе с детьми сделали папку "Моя улица". Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру "Где мы были мы расскажем". Дети по изображению отгадывали и рассказывали о том что они увидели. Обращаю внимание детей на особые здания, например Покровский собор, на его золотые купола, Дворец культуры "Юбилейный", городская библиотека,краеведческий музей, играющих воспитательную роль в формировании и развитии потребностей духовной и патриотической жизни ребенка. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город:основателю города Бирюч- Медкову, "Воинам-интернационалистам",памятнику погибшим воинам при освобождении нашего города в годы Великой Отечественной войны. На экскурсии к этому памятнику дети с большим интересом слушали о его создании. У подножия солдат в плащ-палатке,скорбя, склонил голову, преклоненный с автоматом и каской в руках.

Результаты моей работы показывают, что использование иллюстраций по знакомству с родным городом, его достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес,повышают степень осознанности усвояемого материала, учат ребенка чувствовать красоту родной земли, любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства.

В нашем детском саду есть мини-музей "Русская изба", где дети могут познакомиться с историей быта родного края, Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты интерактивны- их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни я организовала экскурсию в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о нашем городе, о его жителях, природе.

Совершенно необходим, по-моему,опыт такого общения как приглашение родителей на праздники, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню о родном крае, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа. Например, как мы отмечаем Масленицу (проводы зимы, когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечаем Рождество - люди ходят колядовать,за что их угощают разными сладостями; отмечаем Пасху- пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе,его достопримечательностям, обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач,а также главных подходов к их достижению. Надеюсь,что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить,что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения» старшая, подготовительная группа.«Патриотическое воспитание подрастающего поколения» старшая, подготовительная группа. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к малой родине, родным и близким людям, и гордость за свой народ. Поэтому.

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 20:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лисавцова (УИ 167338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД