Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей средней группы через ознакомление с родным городом

Наталья Сухарева
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей средней группы через ознакомление с родным городом

« Моя малая родина…

У каждого человека она своя,

но для всех является той,

путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать все!»

Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимо всегда! В последнее время, особенно были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. И наконец-то, в последнее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, педагог прежде всего должен проанализировать свои знания о родном городе, а также результаты диагностики знаний детей и родителей.

Чтобы привить ребенку чувство любви к родному городу, обеспечить теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашими, по-своему красивыми достопримечательностями, надо решить следующие задачи:

- организовать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины (создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и наглядные пособия).

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города.

- знакомить с достопримечательностями родного города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовать становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

- воспитывать чувство гордости за своих знаменитых земляков, в честь которых названы улицы, проспекты и др.

- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.

Начиная работу в средней группе следует с ознакомления детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы могут быть экскурсии, игровые прогулки. Экскурсии могут быть как групповые, так и индивидуальные с родителями. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе», «Памятные места города».

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своему родному городу, следует обязательно привлечь родителей. Каждая семья должна принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый город». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Можно оформить фотоальбом с фотографиями детей вместе с родителями на памятных местах города. Он может стать настольной книгой. Дети любят рассматривать его, с гордостью рассказывая о своей семье и где они вместе побывали.

На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, былинами, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают макеты памятных мест города, рисуют наиболее впечатлившие их достопримечательности. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, композиторами-земляками, гимном города. Необходимо также использовать дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор, кубики с наклеенными фрагментами достопримечательностей города). Особое внимание следует уделить геральдике родного города, по которой можно разработать дидактические игры, например, сложить герб или флаг города из фрагментов изображения. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, на основе близлежащих зданий, например, «торговый центр, ателье, парикмахерская, поликлиника». В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы».

На занятия по ознакомлению с природой родного города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев, а также особое внимание уделяем редким растениям нашей области, знакомим с фауной родного края. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

Публикации по теме:

Оформление детского сада. Патриотический уголокОформление детского сада. Патриотический уголок Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и.

Приобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписьюПриобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписью Здравствуйте, дорогие коллеги! Совсем скоро, а именно, в июне, нашему замечательному городу Архангельску исполняется 430 лет! Подготовка.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей средней группы через ознакомление с родным городом
Опубликовано: 13 марта 2015 в 22:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Конспект занятия «Профессии. Бухгалтер»
Цель занятия: расширить представление детей о существующих современных профессиях Задачи: 1. Познакомить детей с профессией бухгалтер 2. Закрепить цифры...
Кейсы — современная форма образовательной работы с детьми по формированию...
Кейс – технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций ( кейсов. Главное ее...
Стенгазета ко Дню матери в старшей группе «Мамочка моя»
Мама - это самый главный и важный человек в нашей жизни, а для ребёнка особенно. Ко Дню матери мы с детьми старшей группы помимо песен и открыток...