Наталья Владиславовна Кошаева
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Н. В. Кошаева, О. В. Симдянова АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 140 «Златовласка» г. о. Тольятти
Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Однако нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах стало уделяться мало внимания. В результате дети часто ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе.
Публикация «Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений у старших дошкольников,» размещена в разделах
Специально организованная игровая деятельность, НОД способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.
Практика показывает целесообразность использования для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста разнообразных подвижных игр:
1. «Кто позвал?»
Дети становятся в круг. Один из играющих закрывает глаза. Дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.
2. Подвижная игра «Лиса и петушки» («Ловишки»).
Дети выбирают водящего, который по сигналу ловит тех, кто не успел найти себе пару.
3. Подвижная игра «Игрушка, оживи!».
Под музыку дети танцуют, музыка останавливается, дети замирают в выразительной позе какой-нибудь игрушки. Ведущий угадывает, какие это игрушки. Самая выразительная «игрушка» становится ведущим. Игра повторяется.
4. Подвижная игра «Иголка и ниточка».
Дети становятся друг за другом. Первый - иголочка. Он бегает, меняя направления. Второй - ниточка, бежит за ним, стараясь не отставать.
5. Подвижная игра «Пожалуйста».
Дети становятся в круг. Показывают движения только в том случае, если ведущий скажет «Пожалуйста». Примерные движения: «зайцы умываются», «лиса подслушивает», «медведь ест мед», «еж свернулся в клубок» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит на середину и выполняет задание, которое предложат дети.
Эффективно и использование чтения художественной литературы (анализ поступков героев, нахождение творческих решений, проведение рыцарских турниров, организации работы клуба «Знатоков».
Большим нравственным потенциалом обладает устное народное творчество (сказки, поговорки, пословицы, загадки, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.
Через ролевые игры, занятия мы вводим детей в «мир культуры», создаем условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия.
Организуя образовательную деятельность в режимных моментах считаем необходимым систематически:
- знакомить с правилами этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
- формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывать сострадание ко всему живому.
С целью приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, подбираются и разрабатываются специальные педагогические ситуации.
Например:
Ситуация 1. Мама зовет сына: «Сережа, помоги, пожалуйста, вымой посуду».
Сережа отвечает: «Сейчас».
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа, закончив свои дела, приходит на кухню видит, что усталая мама сама вымыла посуду. «Ну, зачем ты вымыла? - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя». Мама не ответила.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Сережа был действительно занят, то, что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Сережа?
Ситуация 2. Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!»
Правильно ли поступила Катя, этично? И почему?
Ситуация 3. Кто из девочек проступил этично?
Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем вчера». Елена Сергеевна увидела Катю и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!». «Спасибо, - сказала Катя, - мне очень приятно».
Хорошее о человеке надо правильно высказывать, т. е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека. Не забывать о тактичности.
Ситуация 4. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
Работа по формированию культуры поведения должна вестись систематически и планомерно, с учетом развития детей.
Примерный план занятий на год с детьми подготовительной группы
Сентябрь 1. «Культурный человек» - Знакомить с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
2. «Этичные и неэ-тичные поступки» - Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Октябрь 1. «Маленький да удаленький» - Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
2. «Вечер в гостях у бабушки Загадушки» - Формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому.
Ноябрь 1. «Не хочу быть неряхой» - Формировать у детей моральные представления.
2. «Мои достоинства и недостатки» -Дать представление, что «хороших и плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.
Декабрь 1. «Дом, в котором ты живёшь» - Формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и преумножать его богатства.
2. «Наша дружная семья» - Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Январь 1. «В мире вежливых слов» - Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, отображать отрицательные и положительные черты характера героев.
2. «Долг платежом красен» - Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение.
Март 1. «Самая хорошая» -Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
2. «В театре» - Знакомить с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Апрель
1. «Я — пешеход» - Знакомить с правилами дорожного движения
2. «Я — пассажир» - Знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Май 1. «Прогулки в лес» - Формировать любовь к природе, учить детей сопереживать.
2. «Скоро в школу» - Учить детей активно участвовать в обсуждении.
Рассмотрим решение нравственных задач на примере тем, представленных в плане.
Тема: «В мире вежливых слов»
Задачи:
1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
2. Уметь отражать положительные и отрицательные черты характера героев.
3. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их скрывать.
4. Знакомить с правилами этикета.
5. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и ок-
ружающим людям.
Материал: фланелеграф, фигурки деревьев, фигурки зверей -плоскостные, дома, кукла - Маша. Ход:
Восп. : Ребята, каждый день вы встречаете множество людей — на улице, в детском саду, в театре, во дворе и т. д. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» — эти слова вы должны всегда понимать.
Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили или грубо разговаривали.
Какие вежливые слова вы знаете? («будьте добры», «пожалуйста», «разрешите», «простите», «позвольте» и т. д).
Проведение подвижной игры «Пожалуйста».
Восп. : Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость -то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она шла через лес и заблудилась, попала к нам. Давайте поможем найти ей дорогу к дому.
Сказка демонстрируется на фланелеграфе.
Маша: Ребята, помогите мне попасть домой!
Восп. : Маша! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить. (Маша должна сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово — «пожалуйста»).
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
Восп: Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.
Маша: Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
Восп: А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?
( Дети помогают Маше вежливо попросить медвежонка: «Медвежонок, здравствуй, дай мне пройти, пожалуйста» или: «Позволь мне, пожалуйста, пройти).
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.
Восп: Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с дороги. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушках деревьев она увидела белочек.
Маша: Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались мне помочь? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказывали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
Белочка: Здравствуй, Маша. Мы живем рядом с твоим домом на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Восп: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом!
Маша: Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
Восп: Ребята, почему Маша решила, что эти слова волшебные? Как еще мы называли эти слова? Назовите их.
Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.
Второе занятие: «Умеешь ли ты дружить?»
Задачи:
1. Учить детей искать выход из конфликтных ситуаций, формировать понятия о моральных представлениях.
2. Дать представление, что «хороших и плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.
3. Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства.
4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
5. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Материал: Фонограмма песни «Ссора» (музыка О. Фельцмана, слова М. Танича). Стихотворение «Настоящий друг» М. Пляцковского. Вопросы к викторине. Фонограмма песни «Вместе весело шагать по просторам» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского).
Ход:
Дети слушают песню «Ссора». Воспитатель задаё т вопросы:
- Почему мальчик поссорился со своим другом Алёшей?
- А у вас есть хороший друг?
- Почему вы считаете его хорошим другом?
- Слушание стихотворения «Настоящий друг» :
- Ребята, а вы хотите видеть своего друга таким, о каком говорится в стихотворении?
Важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу — кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки.
Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей!
«Человек без друзей, как птица без крыльев», - гласит народная мудрость.
Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретёте настоящих друзей.
Подвижная игра «Кто позвал?».
Далее с детьми проводится викторина. Побеждают те, кто не только дают правильный ответ, но и объясняют знание пословицы или действия героев.
Примерные вопросы для викторины:
1. Можно ли ради друга пойти на обман?
2. Как объяснить значение пословицы «Лучше горькая правда,
чем сладкая ложь»?
3. Что означает пословица «Старый друг лучше новых двух»?
4. Кого из героев мультфильма «Волшебник изумрудного города» (Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев) вы назовёте настоящими друзьями? Почему?
5. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия?
6. Кого из героев сказки «Бременские музыканты» вы назовёте настоящими друзьями?
Занятие заканчивается песней «Вместе весело шагать по просторам».