Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе

Светлана Сорокина
Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе

Все большее значение в современном обществе придается формированию личности, способной занять в жизни достойное место, проявлять ответственность к своим близким, быть креативным работником и неравнодушным гражданином.

Обусловлено это тем, что именно сейчас, несмотря на все невзгоды и кризисы, наша страна активно развивается, людям предоставляются все новые возможности для того, чтобы реализовать свой потенциал.

Но чтобы воспользоваться этими возможностями человек, входящий во взрослую жизнь, должен быть готовым к тому, чтобы активно взаимодействовать с другими людьми, быть способным проявить эмпатию, понимать ценность сотрудничества, приносить пользу общему делу.

Каким же образом мы, педагоги, можем уже в дошкольном возрасте повлиять на то, чтобы индивидуальность формировалась, обладая вышеперечисленным набором черт личности?

Наиболее эффективным здесь будет создание взрослым модели общества, в которой ребенок нарабатывал бы навыки общения. Такая модель станет основой для накопления детьми опыта коллективного поведения. Кроме всего прочего, в ребенке будет формироваться ответственность, инициативность, самооценка, уровень притязаний и позитивное самоощущение, а также принятие себя, как личности.

Итак, с помощью воспитателя должно быть создано особое пространство для взаимодействия детей, в котором они создают те или иные формы общения.

И если первоначально детское игровое сообщество зарождается посредством действий педагога, то в дальнейшем дети начинают все больше проявлять интереса к тому, чтобы стать полноценным его участником.

Происходит это засчет того, что у ребенка происходит формирование такого качества,как общественность.

Опираясь на работы А. П. Усовой, которая проводила исследования по раскрываемой нами теме, мы можем дать формулировку понятия общественности у детей.

Общественность – это качество личности ребенка, появляющееся под влиянием коллектива детей, имеющее самостоятельный ход развития и служащее ребенку инструментом для закрепления его в детской среде; являющееся продуктом самой жизни среди детей. Наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью. [1, с. 18]

Трудно переоценить значение этого качества для человека, ведь его сформированность будет являться одним из важнейших показателей развития его личности.

Из-за несформированности этого качества ребенок ощущает себя неинтересным окружающим, разобщенным с ними, отвергнутым.

В дальнейшем, уже во взрослом периоде жизни ему предстоит наверстывать упущенное, но, к сожалению, большинство людей с таким пробелом не могут восполнить его, зачастую просто не понимая, что с ними происходит, относя возникающие проблемы общения к свойствам своего характера или неудачному окружению.

Наличие у детей развитого качества общественности дает им возможность развиваться как личность в общении и взаимодействии с другими людьми.

Каким же образом происходит формирование общественности у детей, как личного качества и как воспитатель на разных этапах может оказывать непосредственное влияние на его развитие?

В младшем дошкольном возрасте это качество имеет шанс начать формироваться только под влиянием взрослого, который может использовать потребность ребенка в партнере по эмоционально-практическому взаимодействию, основанному на подражании и эмоциональном заражении ребенка, выражаемое в одновременных и одинаковых действиях детей. Воспитатель формирует представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, поощряет появление у малыша устойчивого интереса к деятельности, к сверстникам. Воспитатель следит за созданием дружеской атмосферы, предлагает детям культурные шаблоны для общения.

Постепенно,уже на более позднем этапе, воспитатель подводит детей к началу сотрудничества, которое, в отличии от параллельной игры, означает деятельность ребенка с учетом интересов и потребностей остальных с целью осуществления совместной игровой деятельности. Здесь и происходит зарождение общественности, как качества личности. Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей быть отзывчивыми друг к другу, поощряет дружеские взаимоотношения, дети переходят от общения маленькими группами к группам побольше.

Все меньше они используют общение невербальное, переходя к речевой форме.

В дальнейшем происходит как рост самостоятельности, так и становление навыков самоорганизации детей. Они сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности. На этом этапе воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.

С возрастом у ребенка появляется потребность в уважении со стороны сверстников, чувство симпатии к ним, желание выглядеть в их глазах определенным образом.

Именно это побуждение ребенка изменять свое поведение, ориентируясь на других детей, на сформированные у них отношения, на игровой замысел, на те нормы и правила, с которыми сначала ознакамливает воспитатель и которые в дальнейшем дети соблюдают уже сами, помогут ему не потеряться и оптимально проявить себя.

Прослеживая таким образом развитие качества общественности у детей от младшего дошкольного возраста до старшего.

Мы видим, как ребенок начинает воспринимать себя, как личность, у него появляются мотивы, ожидания от других детей, и,по мере становления его внутреннего мира, он начинает испытывать потребность в самовыражении. Это и является объяснением тому, почему ребенок начинает постепенно приспосабливается, чтобы быть и ощущать себя в коллективе определенным образом, появляется некоторая созависимость.

Если воспитатель правильно построил свою работу, то коллектив будет предлагать ребенку нормы и правила, способствующие росту его, как личности и ощущения его себя равным среди равных. [2, с. 80]

Если руководство не осуществляется должным образом, то коллектив может влиять на ребенка и отрицательно, подрывая его формирующееся чувство базового доверия к людям и чувства ответственности, потребности в других людях. Такой коллектив способен сделать из ребенка изгоя, не способного взаимодействовать с другими в следствии ощущения им своей разобщенности с окружающими.

В детском игровом сообществе каждый ребенок связан с другими изнутри, но при он этом постоянно проводит сравнение окружающих с собой, может ощущать чувство конкуренции и пытаться использовать других детей в соответствии со своими интересами.

Задача воспитателя – обратить внимание на формирование чувства эмпатии, понимание необходимости сотрудничества, ценности взаимопомощи, именно тогда он сможет направлять развитие коллектива, а на его фоне и личности в верном направлении.

Следует помнить, что качество общественности не зависит от удобных взрослому свойств – дисциплинированности и организованности.

Общественность – качество не врожденное, а воспитуемое, причем воспитывается оно самими детьми в процессе активного взаимодействия. Задачей педагога является помощь в создании и становлении детского коллектива, который, в свою очередь воспитывает в ребенке общественность.

По мере развития качества общественности происходит развитие личности на фоне коллектива и значит это то, что все действия ребенка будут руководствоваться мотивами, нормами и моральными принципами детского игрового сообщества.

Важно отметить то, что через процесс жизни детей в игре воспитатель получает доступ к тем насущным актуальным проблемам, которые волнуют ребенка,которые нужно урегулировать, путь к отношениям детей, иными словами – это ключ к воспитанию ребенка без принуждения.

Для того, чтоб жизнь в игре не была стихийной, воспитателю необходимо начать с того, чтобы закрепить за этой формой детской жизни время в педагогическом процессе и предусмотреть необходимое содержание этой игры – таким образом воспитатель придает игровой жизни детей своебразный официальный статус, поддерживает ее и становится участником этой игры.

Это дает ему право корректировать детскую игровую жизнь и возможность самому ребенку быть уже не обьектом воспитания. Налицо не ситуация «взрослый-ребенок», а «детское игровое сообщество – ребенок», при которой – взрослый выступает, как помощник, источник креатива и идей.

Мы видим как идет воспитание коллективом.

Благодаря изменившемуся воздействию на ребенка в системе отношений, которая его устраивает, становится возможно воспитать в нем общительность, готовность проявить сочувствие, оказать помощь, вступать в контакт.

Ребенок становится инициатором общения и поддерживать диалог. Он уже способен договорится о правилах совместной деятельности, подчинить свое поведение законам детской группы, разрешать конфликтные ситуации конструктивно, уступать в одних обстоятельствах, не уступать в других, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и убеждения, а не с помощью физической силы, быть дружелюбным и пользоваться в общении правилами этикета. У ребенка развивается потребность в преобразовании окружающего мира, желание действовать сообща, поддержать инициативу товарища, сговариваться на игру, считаться с мнением других.

Все вышеперечисленное и является проявлениями качества общественности.

Следует отметить, что руководство игрой для формирования этих качеств требует глубоких знаний и педагогического мастерства, поскольку здесь необходимо воздействовать на ребенка тактично, незаметно, исподволь, воспитатель должен проникнуться интересами детского игрового сообщества.

Именно такой стиль руководства позволяет полностью избавиться от авторитарного подхода, а как следствие, от многих проблем, например таких, как проблема предпочитаемых детей и детей – изгоев, а также от проблемы, когда одна часть детей развивается успешно, а другая отстает. Педагог должен учитывать происходящие в детском коллективе изменения, ставить и решать задачи, относящиеся как ко всему детскому игровому сообществу, так и к отдельному ребенку. Он должен знать каждого малыша, его интересы, предпочтения, помогать ему в организации его поступков.

Этот стиль руководства является достаточно гибким для того, чтоб не навязывать детям то, что хочет от них взрослый, а действовать, исходя из их интересов, одновременно предлагая им новые знания, умения и навыки коммуникации, способствуя накоплению представлений социального характера, раскрывая вариативность игр, активизирующие свойства и качества, способные дать ребенку возможность почувствовать уверенность в своих силах, освоить первичные представления социального характера, приобщиться к ценностям сотрудничества и взаимопомощи. Чем более общественными становятся дети, тем меньше проявляется необходимость каких-то специальных воспитательных мер по отношению к ним. [3, с. 96]

Охватывая вышесказанное мы видим, что педагог способен повлиять на выполнение социального заказа государства и общества, который они ставят перед дошкольным учреждением – формирование личности, способной реализовать себя, самовыразиться, развиваться в условиях коллектива, успешно взаимодействовать с окружающими его людьми, не забывая учитывать и свои и их интересы и потребности, способного нести ответственность за себя и своих близких. Все это становится возможным засчет формирования еще в дошкольном возрасте такого качества, как общественность, которая является важнейшим фактором, способствующим воспитанию личности в детском коллективе.

Список литературы

1. Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966. 18 с.

2. Аркин Е. А. Дошкольное воспитание» ,2018. № 1. 80 с.

3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М„ 1976.96 с.

Публикации по теме:

Развитие личности ребёнка в свете гендерного воспитания «Развитие личности ребёнка в свете гендерного воспитания» Ляхова Лариса Ильинична Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и.

Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка «Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка» Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать.

Формирование личности ребенка Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве.

Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде.

Музыка как важнейшее средство воспитания гармоничной личности ребенка с ОВЗ Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных.

План работы по саморазвитию «Формирование дружеских взаимоотношений у воспитанников в детском коллективе» Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу по формированию дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Тренинг «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе» «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться». Стресс – это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть.

Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника» Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений. Приобщение.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе
Опубликовано: 6 октября 2019 в 20:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...

13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...


Горячие темочки